След Яна Гейла: что происходит с Парком 28 панфиловцев в Алматы

© Sputnik / Серикжан КовланбаевПерекопанный Парк 28 панфиловцев
Перекопанный Парк 28 панфиловцев - Sputnik Казахстан
Подписаться
О несогласии с планом городской реконструкции заявляют борцы за аутентичность: разработчикам пешеходных зон есть чем ответить

АСТАНА, 29 июн — Sputnik. К остановке реконструкции улицы Гоголя в связи с неприкосновенностью парка 28 панфиловцев призвал на блог-платформе пользователь под ником SKYFALL. Блогер подкрепляет протестное высказывание фотографиями и видео вспаханных техникой парковых газонов. Главный аргумент автора — постановление Кабмина 1993 года, где парк признается алматинским историко-архитектурным и мемориальным заповедником.

"Строительные работы в парке, включая снос исторической чугунной ограды, строительство дорожек, снос чернозема и газонов, которые сейчас производит акимат, незаконны", — пишет несогласный с действиями городских властей алматинец.

В том, что место для дорожек уже определено, и под них даже срезан пласт газона, фотограф Sputnik Казахстан убедился сам, побывав на месте.

© Sputnik / Серикжан КовланбаевПерекопанный Парк 28 панфиловцев
Перекопанный Парк 28 панфиловцев - Sputnik Казахстан
Перекопанный Парк 28 панфиловцев

Сотрудники пресс-службы акима Алматы выслали письменный ответ. В тексте описывается проект пешеходной зоны, которая будет проходить с юга на север по улице Панфилова, а затем изгибаться с запада на восток, в том числе по улице Гоголя, граничащей с интересующим нас парком.

Реконструкция алматинских улиц - Sputnik Казахстан
В акимате Алматы рассказали о ходе реконструкции городских улиц
"Улица Панфилова является одним из основных коридоров зеленых насаждений в центральной части Алматы, соединяя оперный театр с пешеходной улицей Жибек Жолы. Сегодня на этой улице наблюдается интенсивное движение транспорта и заполнение ее припаркованными автомобилями, однако она легко может быть преобразована в тихий и зеленый коридор, привлекательный для пешеходов, велосипедистов и проживающих здесь людей, в бульвар с хорошей визуальной перспективой", — говорится в ответе, подкрепленным проектными иллюстрациями. Подразумевается, что улица Панфилова станет главным пешеходным участком с ответвлениями.

Ответ, как сразу можно догадаться, неполный, и вопросы о судьбе Парка 28 панфиловцев остались.

Стать аристократом

Для того чтобы мы получили более развернутую информацию, пресс-служба акима Алматы связала Sputnik Казахстан с разработчиком архитектурного проекта пешеходных зон города Романом Шнайдерманом, который согласился ответить на все наши вопросы.

- Некий автор на блог-платформе ссылается на постановление Кабмина, согласно которому Парк 28 панфиловцев признается историко-культурным и мемориальным заповедником. Вам как архитектору известно об этом?

Автомобили - Sputnik Казахстан
Ряд автобусов временно изменят маршрут в Алматы
- У меня нет информации, что парк принадлежит к заповеднику. Я знаю, что Вознесенский собор принадлежит, мемориал Вечного огня — это да. А сама парковая зона — это городская территория. У нас нет заказа на реконструкцию Парка 28 панфиловцев. Мы делаем реконструкцию улицы Гоголя и прилегающую территорию: нельзя этого делать без привязки к граничащим объектам, ты должен их как-то увязать. Если я делаю улицу Гоголя, к которой прилегает вход в парк, я должен это "синхронизировать", грубо говоря.

- Речь о единой архитектурной композиции?

— Они должны сочетаться, "стык" двух территорий должен быть оформлен.

© Photo : Предоставлено Романом ШнайдерманомЭскиз Парка 28 панфиловцев
Эскиз Парка 28 панфиловцев - Sputnik Казахстан
Эскиз Парка 28 панфиловцев

- На проектном эскизе улицы Гоголя видим извилистую пешеходную дорожку. Она пройдет по территории парка или будет на месте существующего тротуара?

— Мы хотим, чтобы улица Гоголя стала большим пешеходным маршрутом от улицы Панфилова, которая станет центральной пешеходной улицей, до Парка Горького (Центрального парка культуры и отдыха — прим.), чтобы можно было комфортно там прогуляться. Во многих местах тротуар очень узкий и не обладает достаточной пропускной способностью с учетом того, что мы хотим еще запустить велосипедное движение. Мы позволили себе два-три метра пройти по территории парка и велосипедные маршруты пустить там. Это идея "дружелюбного парка", который не отделяется забором, а является органичным продолжением тротуара. Это такой подход: с 18-го или 19 веков парки ограждались, потому что вокруг ходили крестьяне-рабочие, войти могли только аристократы. Но сейчас, когда все равны и хотят пользоваться всеми благами, нет никакой необходимости парк огораживать. Не я придумал — этот подход давно применяется во всем мире.

© Photo : Предоставлено Романом ШнайдерманомЭскиз улицы Панфилова
Эскиз улицы Панфилова - Sputnik Казахстан
1/6
Эскиз улицы Панфилова
© Photo : Предоставлено Романом ШнайдерманомЭскиз улицы Панфилова
Эскиз улицы Панфилова - Sputnik Казахстан
2/6
Эскиз улицы Панфилова
© Photo : Предоставлено Романом ШнайдерманомЭскиз улицы Гоголя
Эскиз улицы Гоголя - Sputnik Казахстан
3/6
Эскиз улицы Гоголя
© Photo : Предоставлено Романом ШнайдерманомЭскиз улицы Панфилова и ГАТОБа
Эскиз улицы Панфилова и ГАТОБа - Sputnik Казахстан
4/6
Эскиз улицы Панфилова и ГАТОБа
© Photo : Предоставлено Романом ШнайдерманомЭскиз улицы Панфилова и ГАТОБа
Эскиз улицы Панфилова и ГАТОБа - Sputnik Казахстан
5/6
Эскиз улицы Панфилова и ГАТОБа
© Photo : Предоставлено Романом ШнайдерманомЭскиз улицы Панфилова
Эскиз улицы Панфилова - Sputnik Казахстан
6/6
Эскиз улицы Панфилова
1/6
Эскиз улицы Панфилова
2/6
Эскиз улицы Панфилова
3/6
Эскиз улицы Гоголя
4/6
Эскиз улицы Панфилова и ГАТОБа
5/6
Эскиз улицы Панфилова и ГАТОБа
6/6
Эскиз улицы Панфилова

- Парк 28 панфиловцев огорожен по периметру. Вы хотите снести только со стороны улицы Гоголя эту чугунную ограду?

— В рамках моего проекта я делаю улицу Гоголя, поэтому я не вправе выходить за его пределы. Здесь моя зона проектирования, и я парк открыл.

- Сразу за оградой парка начинаются зеленые насаждения. Старые деревья будут вырубаться?

— Ничего вырубаться не будет. Более того, около 300 деревьев в проекте заложено для дополнительной подсадки, потому что там старые больные деревья, они простоят 3-5 лет, 7 максимум. Карагачи, язы и тополя до 40 лет живут в городской среде, они уже на пределе. Мы закладываем новые 5-7-метровые деревья.

Деревья выше, парковок меньше

- Я сталкивался с мнениями алматинцев, увидевших эскизные изображения пешеходных зон после реконструкции. Часто говорят: знаменитые тенистые улицы Алматы видоизменятся, потому что деревья в ваших эскизах очень низкие.

В Алматы полным ходом идет реконструкция центра города - Sputnik Казахстан
Фото
Фотоистория о том, как Алматы остался без трамвая
- Хочу прояснить. Когда мы делаем ландшафтные эскизы, есть большая проблема для авторов что-то изобразить в существующей городской среде, потому что деревья закрывают практически весь "вид". Условно говоря, если пытаешься что-то показать с существующими деревьями, будут видны только деревья.

- То есть деревья на эскизах — это некая условность?

— Да, и мы их изображаем или прозрачными, или условными, потому что мне нужно защитить проект, показать, что здесь идет дорожка, зона под вековыми дубами. Мне начинают говорить: "Ты вырубаешь деревья". Но это архитектурные условности, которые приходится при визуализации применять.

- Получается, что проезжая часть на участке улицы Гоголя сузится?

— Что касается автомобильного движения. Там сейчас две полосы − в одну сторону, две полосы − в другую. Но у нас традиционно люди паркуются вдоль обеих сторон. Мы хотим, чтобы две чистые полосы были в одну сторону, две чистые − обратно. Одна будет под общественный транспорт. Парковки мы хотим оставить, но частично. Если они будут в местах, где это позволено, мы их спрячем в "карман".

- Место для этого будет?

— Идеология такая − мы хотим сократить парковочные места примерно на 30-40%. Не будет возможности парковаться на всем протяжении улиц.

Автомобили - Sputnik Казахстан
Байбек поручил убрать стихийную парковку около Центрального стадиона Алматы
- Концепция эта рассчитана больше на пешеходов?

— До 90-х годов и в Европе, и в Америке, и в Советском союзе был подход такой: максимально расширяем улицу, даем больше возможностей автотранспорту в ущерб велосипедному и пешеходам. Раньше считалось, что это приоритетный способ передвижения в городе. Но это приводит к тому, что машин становится еще больше, дороги нужно еще больше расширять. В итоге город все равно стоит в пробках, пешеходы жмутся по углам, на велосипедах невозможно ездить. В 90-х годах в Европе проводились большие исследования и подход к проектированию улиц изменился: максимально использовать общественный транспорт и, насколько возможно, использовать пешеходные и велосипедные дорожки.

Здесь был Ян

- Известно, что ваш проект основан на концепции Яна Гейла…

— Сформулирован ряд общих рекомендаций. По нашему городу он провел исследования. Это известный подход и не только его — архитекторы-урбанисты об этом знают. Во многих городах это было реализовано и власти увидели результат.

- Когда мы говорим о неких "европейских городах", которые приводим в качестве примера, какие конкретно города мы имеем в виду? В Европе много городов меньше Алматы по площади, но наш город все-таки достаточно растянутый. И пешком либо на велосипеде, может быть, не всем удобно перемещаться… Учитывалась ли специфика Алматы?

Автобусы с велосипедными креплениями - Sputnik Казахстан
Первые автобусы с велосипедными креплениями запустили в Алматы
- Он (Ян Гейл — прим.) брал конкретно Алматы. Два месяца здесь бродили, смотрели с акиматом, горархитектурой, изучали индивидуальность — то, что город идет "сверху-вниз", то, что у нас мелкое квартальное дробление… Вся специфика учитывалась. Не стоит воспринимать рекомендации однобоко и просто пересаживаться на велосипед. Там много аспектов: и развитие общественного транспорта — мы должны дать людям альтернативу передвижения, и вынесение микрорайонов с промышленными зонами на периферию, и принцип полицентричности. У нас большой город, много районов, в которых должна быть создана собственная инфраструктура. Живя, допустим, в Наурызбайском районе, у вас не должно быть необходимости каждый день ехать в центр. Да, можете приехать на выходные в центральную часть и погулять по пешеходной улице Панфилова − сели на метро или на автобус и вернулись в свой район, в котором у вас есть свои торговые центры, школы, все необходимое для жизни… Но эти вещи более глобальные и долгосрочные.

- Планируется создание нескольких пешеходных зон. Улица Гоголя — это первая, которая будет построена?

— Мы одновременно работаем. Это улицы (участки улиц — прим.) Гоголя, Кабанбай батыра, Панфилова, Жибек Жолы, Старая площадь (площадь "Астана" — прим.). Почему были выбраны эти улицы? Здесь много критериев. Улица Панфилова — одна из логично ориентированных с юга на север улиц, где нет интенсивного трафика, вместе с тем она соединяет много городских доминант вроде ГАТОБа, парка Алии Молдагуловой, Старой площади, парка ниже КБТУ, улицу Жибек Жолы.

Архивное фото централного госмузея Казахстана в Алматы - Sputnik Казахстан
Куда сходить в Алматы: места отдыха и развлечений
То есть много интересных вещей, которые можно соединить пешеходным направлением. Еще там есть две станции метро. Очень легко добраться на общественном транспорте, выйти на эту пешеходную улицу, погулять в тени аллей, посетить рестораны или взять на выходе из метро велосипед, чтобы ехать на нем до улицы Гоголя. Эти улицы выбраны потому, что с них можно начать, они образуют "скелет" системы, который можно развивать и достраивать дальше. Улица Панфилова — это улица, связывающая эти участки. Это пешеходная ось, от которой мы можем развиваться на запад и на восток.

- Когда будет закончен первый отрезок?

— Все проекты в октябре планируется закончить.

- Вы сами передвигаетесь на машине или на велосипеде?

— По выходным езжу на велосипеде, но сейчас добираюсь на машине. Однако большая часть моих сотрудников приезжает на метро.

Лента новостей
0