Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой

CC0 / / Силуэт девушки на фоне окна, иллюстративное фото
Силуэт девушки на фоне окна, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Мало кто знает, что мать великой балерины Майи Плисецкой Рахиль Мессерер когда-то жила в Казахстане. В степной край ее с грудным младенцем забросило в 1938 году после ареста и приговора к восьми годам лагерей

ШЫМКЕНТ, 31 мая - Sputnik. Год и восемь месяцев в конце 30-х годов прошлого века прожила в Чимкенте (ныне Шымкент) актриса немого кино Рахиль Мессерер, мать великой балерины Майи Плисецкой. Вольное поселение в захолустном городке на юге Казахстана стало ей заменой тяжелейшей ссылки в АЛЖИРе – Акмолинском лагере жен изменников Родины. 

CC0 / / Рахиль Мессерер
Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой - Sputnik Казахстан
Рахиль Мессерер

Из кинозвезд в заключенные

В конце 1920-х-начале 1930-х годов выпускница ВГИКа Рахиль Мессерер была известной актрисой немого кино. Она работала в Москве и Ташкенте, где сыграла немало ролей "освобожденных женщин Востока".

Счастливая жизнь Михаила Плисецкого и Рахиль Мессерер, в семье которых родились трое детей - Майя, Александр и Азарий, закончилась в начале 1937 года. Жестокий сталинский террор набирал обороты. Под маховик репрессий сначала попал отец семейства, начальник угольных рудников "Арктикуголь" и консул СССР на норвежском заполярном острове Шпицберген, он арестован по надуманному обвинению 30 апреля 1937 года.

Рахиль была тогда на седьмом месяце беременности. Вскоре стали арестовывать и жен изменников Родины. Для этого в 58-ю статью Уголовного кодекса был даже введен специальный пункт об ответственности семей врагов народа. Рахиль с грудным младенцем забрали в начале весны 1938 года. Ее приговорили к восьми годам лагерей. Старшую Майю взяла к себе сестра Рахиль Суламифь, сын Александр поселился в семье младшего брата Асафа.

Арест Рахиль начался с Бутырской тюрьмы, в одной из камер которой ее держали вместе с ребенком.

Вся надежда в клочке бумаги

После приговора ее отправили по этапу в далекий Казахстан, в АЛЖИР - Акмолинский лагерь жен изменников Родины.

"Дорога длилась целый месяц. Антисанитария, изнуряющая жара, голод, жажда. Сохранить в этих нечеловеческих условиях здоровым грудного ребенка – практически невыполнимая задача. К счастью, у мамы не пропало молоко, и она могла меня кормить", - рассказывает Азарий Плисецкий в своей книге "Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров".

На сортировочной станции Казанской железной дороги Рахиль через решетку окошка увидела двух стрелочниц. Обгоревшей спичкой на клочке бумаги она написала родным несколько строк о себе.

"Склеив весточку пополам разжеванным кусочком хлеба, мама подобралась поближе к форточке и через решетку показала стрелочницам письмо. Одна из них отвернулась, а вторая кивнула в знак согласия. Удивительно, но треугольник без марки с адресом "Москва, улица Дзержинского, дом 23, квартира 3, Мессереру М. Б." дошел до адресата!" - пишет Азарий Плисецкий в своей книге.

Позже, посетив в 2009 году по приглашению первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева форум "Память во имя будущего" в Астане (сейчас Нур-Султан), Плисецкий пытался сопоставить то, что увидел, с воспоминаниями матери.

"Но не сохранилось ни бараков, в которых ютились узницы АЛЖИРа, ни ворот с колючей проволокой… Мы пошли по степи, вдоль арыка. Поразил гомон и гам воронья. Оказалось, что, по преданиям казахского народа, там, где пролилась кровь, воронье продолжает гнездиться еще двести лет", - написал Азарий Плисецкий. 

© Sputnik / Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкАзарий Плисецкий
Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой - Sputnik Казахстан
Азарий Плисецкий

Как захолустный Чимкент стал спасением

В результате хлопот и прошений прославленным советским танцорам балета Асафу и Суламифи Мессерер удалось добиться почти невозможного: в конце лета 1939 года их сестра Рахиль была переведена на вольное поселение в Чимкент.

© Sputnik / Анатолий Гаранин / Перейти в фотобанкСолистка балета Государственного академического Большого театра СССР Суламифь Мессерер на репетиции, 1947 год
Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой - Sputnik Казахстан
Солистка балета Государственного академического Большого театра СССР Суламифь Мессерер на репетиции, 1947 год

Путь туда тоже был неблизким и мучительным, но это стало настоящим спасением.

Довоенный Чимкент был в то время захолустным городком. Помимо местного населения здесь проживало немало ссыльных интеллигентов. Рахиль была обязана регулярно отмечаться в милиции, выстаивая огромную очередь. Тем не менее умудрилась даже устроиться на работу: начала преподавать танцы в местной школе, позже она организовала балетный кружок то ли при Доме культуры, то ли при Дворце пионеров. 

© Photo : Алиса МасалеваОдно из старейших зданий в Шымкенте 1908 года постройки. Раньше здесь располагался Никольский кафедральный собор. В советское время с собора убрали купола и в нем располагался Дворец пионеров, в котором, возможно, и занималась с детьми Рахиль Мессерер. Сейчас это здание городского театра кукол
Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой - Sputnik Казахстан
Одно из старейших зданий в Шымкенте 1908 года постройки. Раньше здесь располагался Никольский кафедральный собор. В советское время с собора убрали купола и в нем располагался Дворец пионеров, в котором, возможно, и занималась с детьми Рахиль Мессерер. Сейчас это здание городского театра кукол

Воспоминания Азария Плисецкого сохранили и название улицы, на которой они с матерью поселились в глиняной мазанке, сняв ее за небольшие деньги.

"Моя детская память не сохранила Чимкент маленьким захолустным городком, - пишет он. - Перед моими глазами совершенно иная картинка: дорожка от мазанки до калитки, стройные тополя, уходящие куда-то в небо, мягкий тополиный пух, смешанный с теплой пылью дороги, по которой приятно бегать босиком".

© Photo : Алиса МасалеваУлица Туркестанская в Шымкенте
Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой - Sputnik Казахстан
Улица Туркестанская в Шымкенте

Улица Туркестанская называется так и поныне. Она по-прежнему имеет одноэтажную застройку, хотя тополей уже не осталось. 

© Photo : Алиса МасалеваСтарых построек на улице Туркестанской почти не осталось
Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой - Sputnik Казахстан
Старых построек на улице Туркестанской почти не осталось

Параллельно проходит улица Майлыкожа (бывшая улица Гоголя), вдоль которой расположена средняя школа №10. Предположительно, именно в ней и преподавала танцы некоторое время Рахиль Мессерер. 

© Photo : Алиса МасалеваСредняя школа №10. Предположительно, именно в ней некоторое время преподавала танцы Рахиль Мессерер
Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой - Sputnik Казахстан
Средняя школа №10. Предположительно, именно в ней некоторое время преподавала танцы Рахиль Мессерер

Будущий "Умирающий лебедь" в ссыльном чимкентском варианте

Свидания с родными заключенным АЛЖИРа, даже тем, кто был на вольном поселении, были запрещены. Но настойчивая Суламифь Мессерер добилась разрешения на свидание 15-летней Майи с матерью в Чимкенте. Там будущая звезда балета провела 20 дней. 

В ее книге "Я, Майя Плисецкая" не самым приятным воспоминаниям о Чимкенте отведена целая глава:

"Мама встречала меня на вокзале. Спрыгнув с подножки еще на ходу, я бросилась к ней на шею. Обе мы плакали. Что являл собой город Чимкент? Пыль до небес, до самого солнца, одноэтажные мазанки, вьючные ослы. В летнем саду устраивали самодеятельные концерты…. И на сцене, и в зале были ссыльные. В одном из концертов танцевала и я. Мама настояла, чтобы я явилась на публику. Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего "Умирающего лебедя", но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала".

Когда 20 дней подошли к концу, Майю провожали "расстроенная, потухшая мать, посерьезневший малютка-брат".

"Обратно я ехала нагруженная среднеазиатскими гостинцами. Везла дыни, арбузы, шерсть, румяные яблоки. Не удалось вождю всех народов оборвать ни родственные связи, ни тягу людей друг к другу, ни прекрасную обыденность человеческого общения", - рассказала Плисецкая в своей книге. 

© Sputnik / Евгений Умнов / Перейти в фотобанкАртистка балета, хореограф Майя Плисецкая во время исполнения балетной миниатюры "Умирающий лебедь", 1961 год
Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой - Sputnik Казахстан
Артистка балета, хореограф Майя Плисецкая во время исполнения балетной миниатюры "Умирающий лебедь", 1961 год

Вернуться в Москву Рахиль Мессерер-Плисецкой удалось лишь в апреле 1941 года, проведя в чимкентской ссылке год и восемь месяцев. Добиться отмены постановления НКВД и возвращения сестры удалось Асафу, которого после выступления на очередном кремлевском банкете похвалил Сталин. 

© Sputnik / Александр Макаров / Перейти в фотобанкБалетмейстер Асаф Мессерер (справа) и балерина Майя Плисецкая (слева) на репетиции в Большом театре, 1970 год
Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой - Sputnik Казахстан
Балетмейстер Асаф Мессерер (справа) и балерина Майя Плисецкая (слева) на репетиции в Большом театре, 1970 год

Потом была эвакуация на Урал. Снова возвращение в Москву. В кино Рахиль больше не снималась. Прожив долгую и трудную жизнь, скончалась в 1993 году.

К сожалению, в современном Шымкенте, который сейчас является третьим мегаполисом Казахстана, не удалось найти людей, которым довелось лично знать Рахиль Мессерер или повезло обучаться у нее танцам.

Доступ в спецгосархив: впервые и на один день

Тридцать первого мая, в День памяти жертв политических репрессий, в Шымкенте впервые станет доступным всем посетителям Специальный государственный архив, где хранятся документы и копии, имеющие историческую ценность.

Реабилитированные либо их родственники получат уникальную возможность ознакомиться с материалами прекращенных дел и получить сохранившиеся рукописи, фотографии и иные бумаги. В частности, в архиве фонда можно будет найти информацию по фильтрационным и трофейным делам в отношении бывших военнопленных и репатриированных из Германии граждан бывшего СССР, репрессированных людей, оправданных судебными органами, а также тех, кто не подлежал реабилитации.

Лента новостей
0