АСТАНА, 8 сен — Sputnik. Прокомментировать этот вопрос корреспондент Sputnik попросил Антона Первушина — известного писателя, действительного члена Федерации космонавтики России.
Антон Первушин знает об истории Байконура невероятно много. Пообщавшись с ним, я тоже узнал, что местные жители ездили на космодром за дровами.
Авария – всегда сирота
- Антон, насколько опасна микротрещина на МКС?
— Подобные ситуации в истории отечественной космонавтики уже были. Например, во время полета корабля «Восход-2» Алексей Леонов после выхода в открытый космос неплотно прикрыл люк после возвращения. Через нее тоже выходил воздух.
- Отчего могла образоваться эта трещина?
— Это мог быть технический сбой, либо результат нарушения технологического цикла, либо ошибка специалистов, не занесенная в журнал. Кто виноват в ее появлении? Известно, что у победы – множество отцов, а поражение – всегда сирота. Так же и с авариями.
Построен по ошибке
- Антон, почему космодром "Байконур" располагается именно в Казахстане?
— Я считаю строительство космодрома в Казахстане ошибкой. Космодром надо было строить на Каспийском море. А по Волге бы доставляли блоки для ракет.
- А почему выбрали иной вариант?
Самое печальное в этой ситуации, что очень скоро от радиоуправления отказались. Но в тот момент, когда это было важно, руководители просто сказали: "Давайте в Казахстане. Там плоскость".
- И железная дорога есть.
Да. Но когда Советский Союз стал рассматривать возможность полета на Луну, оказалось, что лунная ракета 120 метров длиной – никак не вписывается в железнодорожные габариты. Такая это была огромная дура.
- Ничего нельзя было поделать?
И генеральный конструктор Сергей Королев как ни бился, а денег не выбил, и СССР не смог сделать стенд. В отличие от американцев, которые везли готовую ракету на барже на морской космодром, мыс Канаверал во Флориде.
- Зато и денег не потратили.
— Наш проект, который начинал разрабатывать еще Королев, предполагал один полет, высадку космонавта на Луну на два часа. Он должен был выйти, поставить флаг, собрать немножко грунта, сесть в ракету и улететь. На воплощение этой идеи СССР потратил шесть миллиардов рублей. Но так и не полетели. А сколько бы еще потратили – неизвестно.
Хьюстон, у нас проблемы!
- А американцы на Луне были?
— Ну, конечно, были!
- Почему же тогда они ушли с Луны?
— А вы представьте себе 1972 год. Политические кризисы – Уотергейт, проигранная вьетнамская война. Экономический кризис, девальвация доллара. Вспомним себя в 1998 году. Тогда мы считали наши копейки в худеющих кошельках, и никто не думал о станции "Мир", о корабле "Буран". Пока выживали, было не до космоса.
Американцы в то время тоже начались кризисные явления. Президент Кеннеди поставил в 1961 году задачу – обогнать русских в космосе. И она была решена в 1969 году, когда американские астронавты Армстронг и Олдрин высадились на Луне. Время триумфа. И одновременно начались увольнения.
- То есть свернули лунную программу, чтобы не тратить деньги?
— Президент Никсон собирался вообще закрыть НАСА. И закрыл бы, если бы его не заинтересовали проектом космического челнока — "шаттла". Никсону рассказали, что "шаттлы" — это такие космические самолеты, которые будут возить туристов и коммерческие грузы. И приносить прибыль. И Никсон подписал эту программу.
НАСА в то время потеряла практически все заказы из-за кризиса. Доллар подешевел. Были уволены несколько десятков тысяч молодых специалистов, которые только-только вышли из институтов, которых подготовили заниматься именно этой программой. Вы представляете, какой это был шок и для самой Америки?
Теремок под видом космодрома
- То есть американская космонавтика выжила благодаря гипотетической коммерческой выгоде. А на чем выживала советская?
— Советская космическая программа создавалась вовсе не для того, чтобы мы были первыми в космосе. Ракета, на которой летал Юрий Гагарин, на которой запускались спутники, была создана как межконтинентальная баллистическая ракета, предназначенная для доставки ядерного заряда до Нью-Йорка.
Советской космонавтике повезло в том, что генеральный конструктор Сергей Королев прекрасно знал, как работает система. И он все время делал приписки. Когда он пробивал космический корабль "Восток", на котором потом полетел Гагарин – он не акцентировал внимание на том, что это будет космический корабль для полета с человеком на борту. Система бы его не поняла. Он написал, что это будет корабль-фоторазведчик.
- Но ведь построили же космодром "Байконур"?
— Его строили как военный полигон Тюратам. Если вы видели обоснование для создания Байконура, то там четко написано: для испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р7 и крылатых ракет "Буря" и "Буран". "Буран" тогда был не шаттлом, а проектируемой крылатой ракетой. Почему его назвали Байконур? Когда приняли решение о засекречивании проекта, то засекретили и место расположения полигона.
- А самого Байконура не существовало?
- И стали обманывать американцев?
— На Байконуре реально стояла стартовая площадка, но сделанная из дерева. А возле нее нес службу расчет, который охранял этот муляж. Для чего? Чтобы не растащили местные жители на дрова.
- А удалось ли обмануть американцев?
Исторический анекдот
— А правда ли, что Байконур при царе служил местом ссылки для вольнодумцев, мечтавших о космических полетах?
— "Мещанина Никифорова за крамольные сообщения о полете в космос сослать в деревню Байконур". Это все неправда. Это придумал еще в 80-е годы какой-то белорусский журналист. Но все этот фейк цитируют. Даже я процитировал в одной из своих книг. Всем нравится этот исторический анекдот. Такое бывает, что хорошие исторические анекдоты становятся как будто правдой.