Рейс планировали полгода: почему в Казахстане нелегко собрать полностью женский экипаж

© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400
Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400  - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Подписаться
Впервые в истории авиакомпании QAZAQ AIR выполнен рейс, весь экипаж которого - от командира до стюардесс - прекрасные казахстанки. Корреспондент Sputnik Казахстан побеседовала с ними и выяснила, почему собрать полностью женский экипаж нелегко. Подробнее в материале
АСТАНА, 24 июл - Sputnik. Исторический полет экипажа, полностью состоявшего из женщин, 19 июля провели в авиакомпании QAZAQ AIR.
Экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400 состоит из четырех женщин: командир борта Екатерина Сверчкова, второй пилот Ажар Несипбаева, старший бортпроводник-линейный инструктор экзаменатор Аида Кенжебекова и младший бортпроводник Дарья Гончаренко - все они казахстанки.
Чисто женский экипаж авиакомпании Qazaq Air совершил первый полет
Командир воздушного судна, капитан Екатерина Сверчкова отметила, что сам полет был запланирован и состоялся также благодаря женщине.
"Рейс состоялся благодаря нашему планировщику Дамире Канафиной. Она работает в Crew control office - это люди, которые собирают экипажи на запланированные рейсы на месяц. Она задалась целью собрать чисто женский экипаж, и у нее это получилось", - поделилась Екатерина Сверчкова.
© Photo : из личного архиваДамира Канафина, сотрудник отдела по планированию полетов Qazaq Аir
Дамира Канафина, сотрудник отдела по планированию полетов Qazaq Аir - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Дамира Канафина, сотрудник отдела по планированию полетов Qazaq Аir
По словам сотрудника отдела по планированию полетов Дамиры Канафиной, чтобы запланировать такой рейс, должно было совпасть очень много факторов.
"В нашей компании сейчас только две женщины-пилота. Запланировать экипаж у меня получилось только со второй попытки", - рассказала Дамира Канафина.
Она проделала очень серьезную аналитическую работу, потому что приходилось учитывать много моментов и нюансов: налет часов, расписание каждого члена экипажа, отдых экипажа и другие факторы.
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400
Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400  - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400
"У меня была цель собрать экипаж из местных кадров, так как они ничем не уступают иностранным специалистам. А также показать, что в авиации нет гендерного разделения, что у любой девушки, которая хочет покорить небо, есть все шансы", - добавила Дамира.

Бескрайнее небо

У наших героев, Екатерины Сверчковой и Ажар Несипбаевой авиация не была мечтой детства. Однако день, когда они совершили свой первый самостоятельный полет, стал решающим. Примечательно, что у обеих первый полет состоялся в 16 лет.
© Photo : предоставлено Екатериной СверчковойЕкатерина Сверчкова с отцом
Екатерина Сверчкова с отцом - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Екатерина Сверчкова с отцом
"В авиацию меня привел мой отец. Когда мне исполнилось 14 лет, он предложил прыгнуть с парашютом.Я никогда не мечтала заниматься парашютным спортом или связывать жизнь с авиацией. Потому что семья у нас вообще не авиационная. В итоге после первого прыжка я осталась в парашютном спорте, занималась профессионально и выступала на соревнованиях", - рассказывает Екатерина Сверчкова.
© Photo : предоставлено Екатериной СверчковойЕкатерина Сверчкова. Первый прыжок с парашютом в 14 лет.
Екатерина Сверчкова. Первый прыжок с парашютом в 14 лет. - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Екатерина Сверчкова. Первый прыжок с парашютом в 14 лет.
Ее коллега Ажар Несипбаева поделилась, что в юности хотела стать врачом или биотехнологом. Училась в лаборатории, проводила эксперименты, защищалась в научных конференциях. Но первый полет определил ее дальнейший путь.
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
"В 16 лет мы с братом поступили в Авиационный учебный центр в Астане. Целый год после школы ходила на дополнительные занятия: аэронавигация, воздушное право, метеорология, аэродинамика... А летом проходила практику на ультралегких самолетах "TL-2000", получила первую лицензию пилота, совершила первую посадку и точно решила, что продолжу свой путь в авиации", - поделилась Ажар Несипбаева.

Как это было: пилоты вспоминают первый полет

"В 2013 году я совершила свой первый самостоятельный полет на легкомоторном самолете. Я помню, что это было раннее утро. Было солнечно, тихо, безветренно. По сей день помню фантастическое чувство, когда села одна и поняла, что вся ответственность только на мне, что никто не будет подсказывать и корректировать действия. После первого полета, я поняла что хочу работать в авиации", - вспоминает капитан Екатерина Сверчкова.
© Photo : предоставлено Екатериной СверчковойЕкатерина Свечкова, после первого полета в статусе командира, 2022 год
Екатерина Свечкова, после первого полета в статусе командира, 2022 год  - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Екатерина Свечкова, после первого полета в статусе командира, 2022 год
Потом узнала о курсах подготовки пилотов малой авиации, продолжила она. По бесплатной программе Тохтара Аубакирова для юношей и девушек до 18 лет прошла обучение.
© Photo : предоставлено Екатериной СверчковойЕкатерина Сверчкова, во время работы в Караганде в авиационном учебно-техническом центре "Балапан"
Екатерина Сверчкова, во время работы в Караганде в авиационном учебно-техническом центре Балапан - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Екатерина Сверчкова, во время работы в Караганде в авиационном учебно-техническом центре "Балапан"
Дальнейшую карьеру Екатерина Сверчкова строила в Караганде в авиационном учебно-техническом центре "Балапан", после прошла обучение в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации.
Ажар Несипбаева поступила в Академию гражданской авиации в Алматы.
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
"На втором курсе я прошла отбор по программе академической мобильности в Чешскую Республику и Словакию для получения лицензии коммерческого пилота, школу F-air и Aerojob. Тут началось самое интересное - визуальные и инструментальные полеты, ведение радио, иностранные студенты и инструктора с большим опытом. А еще безумное количество экзаменов и целых 2,5 года вдали от дома", - поделилась Ажар Несипбаева.
После завершения вуза Ажар Несипбаева разослала резюме в авиакомпании Казахстана и ближнего зарубежья, сразу после рассылки она получила приглашение в авиакомпанию QAZAQ AIR.
"QAZAQ AIR отправил меня на обучение в Вену, где я переобучилась на турбовинтовой Bombardier Dash-8 Q400. Через полгода я стала действующим вторым пилотом", - рассказывает Ажар Несипбаева.
Достаточное количество "налетанных" часов и опыт позволили Екатерине Сверчковой устроиться в QAZAQ AIR.
"У меня уже было 1000 часов налета и достаточный опыт, благодаря которому меня взяли в авиакомпанию. Спустя четыре года, в июле 2022 года я стала командиром воздушного судна в QAZAQ AIR", - рассказала Екатерина Сверчкова.

Чувствую вес погон

Быть командиром экипажа - работа сложная, признается Екатерина.
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400
Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400  - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Женский экипаж воздушного судна De-Havilland Dash 8-Q400
"Это большая ответственность, которую ты берешь на себя. Конечно, когда нестандартная ситуация, советуешься с коллегами, со вторым пилотом. Но подпись под финальным решением ты ставишь свою, и тут ты чувствуешь весь вес погон с четырьмя полосками на плечах", - делится Екатерина Сверчкова.

Работа пилота – бесконечная подготовка

"Каждые полгода мы подтверждаем квалификацию. Постоянные тренинги и обучение, работа пилота – бесконечная подготовка. Кроме того, помимо практической и теоретической подготовки, работа в авиации — это большая работа над собой", - отмечает командир борта.

О чем мечтают девушки-пилоты

По мнению Екатерины и Ажар, у них нет рейса мечты, но есть самолет мечты.
"Нет рейса мечты, есть самолет мечты - Boeing 747. Хочется на нем поработать. Это дальние межконтинентальные длительные рейсы, когда ты летишь через несколько часовых поясов", - рассказывает Екатерина Сверчкова.
© Photo : предоставлено Ажар Несипбаевой Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева - Sputnik Казахстан, 1920, 24.07.2023
Второй пилот авиакомпании Qazaq air Ажар Несипбаева
"Я бы хотела летать на большой технике и долетать до таких направлений, как Токио, Сеул, Нью-Йорк. Сейчас я вам точно и не скажу про рейс мечты, ведь мир огромен, хочется успеть увидеть все, летать дальше и выше", - добавила Ажар Несипбаева.
Навыки, приобретенные в авиации, по словам девушек, помогают им и в жизни.
"Мыслишь более рационально, не уходя в эмоции. Потому что пилоты и бортпроводники проходят специальную подготовку CRM (Crew resource management). Это управление возможностями экипажа — методика обучения персонала в таких сферах деятельности, в которых человеческая ошибка может привести к катастрофе", - отмечает Екатерина Сверчкова.
В авиации нет места эмоциям, есть только на работу, заключили они.
Евгения Гончарова - Sputnik Казахстан, 1920, 09.09.2019
Няшка за штурвалом самолета: в Air Astana рассказали о женщине-пилоте - фото
Лента новостей
0