АСТАНА, 13 фев – Sputnik. Посол Казахстана Ермухамет Ертысбаев почти четыре года возглавляет дипломатическую миссию в Грузии. В эксклюзивном интервью Sputnik Грузия дипломат рассказал, чем интересуются казахстанские бизнесмены в солнечной кавказской стране, и на какой стадии находятся переговоры по убыточному проекту "КазТрансГаз –Тбилиси".
– Как известно, страны интенсивно сотрудничают по многим направлениям, в особенности в сферах торговли, энергетики, транспорта, туризма. Можно ли говорить, что страны зависят друг от друга?
Южно-кавказский транспортный коридор – это очень важное направление для Казахстана с точки зрения диверсификации транспортных направлений. Сейчас мы очень много работаем над тем, чтобы возрождение Великого Шелкового пути шло именно через Грузию. У нас мощный автобан, на юге Казахстана построены новые железные дороги, которые связывают Казахстан с Китаем. В Китае у нас есть свои терминалы в порту, там мы загружаем товары, и они идут очень быстро. Пломбированные вагоны недавно, в прошлом году, очень быстро дошли до Грузии через Казахстан.
– Какова ситуация в этом плане с Грузией?
– С Грузией – сложнее. Я три года занимался проблемой, чтоб мы сделали единый железнодорожный тариф между Казахстаном, Азербайджаном и Грузией. Этого мы добились недавно, руководители трех железных дорог подписали транспортный консорциум. Кстати, в Тбилиси трижды приезжал бывший руководитель казахстанской железной дороги Аскар Мамин, сейчас он вице-премьер в правительстве.
– Товарооборот между Грузией и Казахстаном в 2016 году превысил 62 миллиона долларов, причем большая доля приходится на экспорт из Грузии. Чем объясняется такое обстоятельство?
Наши бизнесмены активно интересуются Грузией. Мы каждый год проводим грузино-казахский бизнес-форум в Тбилиси — наши бизнесмены приезжают, что-то предлагают, допустим, свою продукцию. В основном, это зерно, потому что грузины, кстати, потребляют очень много хлеба, поэтому зерно из Казахстана по-прежнему идет, может, не в таком количестве, потому что есть же конкуренты — есть Россия, есть Украина. А грузинский рынок маленький, емкий, здесь же населения не так много, поэтому, конечно же, с точки зрения увеличения товарооборота — это не так просто.
– Что насчет инвестиционного потенциала Грузии? Чем могут заинтересоваться казахские бизнесмены в Грузии?
Александр Машкевич – это крупный казахстанский бизнесмен, он здесь занялся очень серьезной реформой грузинского здравоохранения, сюда тоже большие вливания будут.
Грузия – это единственная страна, в экономику которой Казахстан вложил большие деньги. Мы больше никуда не вкладываем, даже в соседний Кыргызстан, Узбекистан мы деньги такие не вкладываем.
– Потому что инвестиции в Грузии окупаются?
Есть нерентабельные проекты, допустим, "КазТрансГаз —Тбилиси". Мы же туда деньги вложили на пике, так сказать, долларового нефтяного бума – с 2000-го года по 2010-ый. У нас ежегодно был 10-процентный экономический рост и большие были деньги. Наш президент, когда приехал в 2005 году, он хотел оказать такой знак внимания Грузии с нашей стороны, и мы начали вкладывать сюда деньги — отель Radisson был построен в Тбилиси и в Батуми.
КазТрансГаз – хороший был проект, кстати, если бы все было спокойно. Мы могли привести сюда через российские трубы казахский газ и, так сказать, управлять этим делом. Но в августе 2008 года начался конфликт, пятидневная война с Россией. Это называется форс-мажор, в результате которого инвестиции стали более чем рискованными.
– Какова сейчас ситуация вокруг КазТрансГаза?
Переговоры идут долго, в прошлом году казахская сторона даже хотела обратиться в лондонский арбитраж. Я, например, как посол, не очень хочу этого, потому что если страны, Грузия и Казахстан, начнут в арбитражах, в судах разбираться – это же не укрепляет двухсторонние отношения. Поэтому это вопрос КазМунайГаза, пусть они дальше будут работать в этом направлении. Ну а я, как посол, помимо того, чтобы Казахстан возвратил часть своих инвестиций, еще и заинтересован в том, чтобы укрепить отношения между нашими странами.
– По статистике Национальной администрации туризма, в Грузии из года в год растет число визитеров из Казахстана (почти 49 тысяч за 2016 год). Что насчет грузинских туристов в Казахстане? Что делается для их привлечения?
В данном случае надо подчеркнуть, что покупательная способность среднестатистического грузина ниже покупательной способности среднестатистического казаха. У нас туризм обходится дороже. Это первый такой момент.
Во-вторых, я заметил, что грузины, в отличие от казахов или русских, гораздо реже стараются уехать из страны и провести отпуск где-то заграницей. Ну какой смысл? Здесь есть море, горы, можно съездить в Батуми, Лопоту и великолепно провести время и сэкономить кучу денег. Какой смысл, допустим, ездить в Турцию и проводить время на берегу Турции, когда у вас есть и море, и горы, и Алазанская долина. Туристы сюда едут в первую очередь. Я думаю, что казахских туристов в Грузии всегда будет больше, чем грузинских туристов в Казахстане. Это объективный фактор, и с этим ничего не сделаешь.
– У вас карт-бланш, какой безумный грузино-казахстанский проект вы бы придумали?
– Если бы у меня был карт-бланш, самый безумный проект, который можно было бы сделать – построить нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Грузии. Почему он безумный? Обычно страна, которая не имеет нефти, она не строит НПЗ. В то же время, в Казахстане мы за 25 лет независимости так и не построили ни одного нефтеперерабатывающего завода, хотя нефти у нас много. Мы пользовались теми НПЗ, которые есть в Атырау, Павлодаре, Шымкенте (построены в советское время – ред.). Я считаю, что это большая ошибка.