20:33 19 Сентября 2018
Прямой эфир
  • USD369.36
  • EUR431.30
  • RUB5.45
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на Алтын Сапа-2017

Послание президента-2018: какой тревожный тренд заметил Сатпаев

© Sputnik / Болат Шайхинов
Аналитика
Получить короткую ссылку
Послание президента-2018 (19)
5786103

Известный политолог проанализировал новое послание президента Казахстана и покритиковал правительство

АСТАНА, 10 янв — Sputnik, Сергей Ким. Новое ежегодное послание Нурсултана Назарбаева народу Казахстана было анонсировано накануне с большим эффектом: пресс-служба Акорды успешно создала интригу о "важном заявлении" главы государства. Сам текст был опубликован на официальном сайте президента в среду утром, а в телевизионном обращении глава государства остановился лишь на основных тезисах.

Sputnik Казахстан побеседовал с известным политологом Досымом Сатпаевым, который выделил важный мессендж и тревожный тренд в посланиях президента в последние годы.

Эффект дежавю

- Послание главы государства 2018 года опубликовано на сайте Акорды. Что в нем нового, на ваш взгляд?

- Я обратил внимание на тревожный тренд – послания последних лет очень часто пересекаются по содержанию. Кроме того, постоянно принимаются дополнительные "подстратегии" к уже принятым стратегическим программам. Например, в прошлом году была принята "Cтратегия 2025" как "подстратегия" "Казахстан-2050". И некоторые моменты, основные задачи "подстратегии", в послании, которое президент представил, также были озвучены.

Понятно, что все эти документы, в первую очередь, должны быть рассчитаны на государственный аппарат, который все это реализует. Но простой казахстанец хочет видеть конечный результат в виде конкретных достижений, которые каждый год подаются как необходимость мощного рывка Казахстана в сфере инновационного развития, создания социально ориентированного государства, и так далее. Поэтому, внимательно посмотрев это послание, я заметил, что значительная его часть повторяет то, что уже было озвучено ранее как самим президентом, так и на уровне правительства, чиновниками, представляющими разные структуры государственной власти.

Исчезнут ли "банки-зомби"

Есть моменты, на которые раньше акцент серьезный не делался — перезагрузка финансового сектора. Президент озвучил некоторые вещи, которые вызывают серьезную критику внутри казахстанского общества, например, о поддержке крупных казахстанских банков.

Начиная с 2009 года, государство потратило очень большие ресурсы на оздоровление банковской системы. Но, как мы видим, не всегда это приводит к интересным результатам. Неудивительно, что сейчас казахстанскую банковскую систему сравнивают с финансовой системой Японии, где появились "банки-зомби": их существование возможно только при постоянной подпитке со стороны государства. При этом сам банковский сектор, к сожалению, не стал важным элементом реальной экономики.

Деньги – это кровь экономики, которая должна поступать регулярно и именно в точечные проекты, приносящие конкретный мультипликативный позитивный эффект.

Реплика о перезагрузке финансового сектора, в частности тезис о необходимости прекратить поддерживать безответственность собственников банков, и о наказании, если будут видны негативные результаты неправильного финансового менеджмента, она в этом плане выделяется на фоне предыдущих заявлений президента.

- То, что президент посвятил этому целый пункт в послании, может ли являться знаком того, что в этом году банковский сектор ждут реальные перемены?

- Дьявол кроется в деталях. Вот в этом шестом пункте есть интересное предложение, которое, кстати, тоже на разных уровнях озвучивается не впервые – это закон о банкротстве физических лиц. В интересах простых граждан, чтобы коллекторские структуры не "прессовали" казахстанцев, которые уже не могут оплачивать те или иные кредиты по различным причинам. Ведь доходило до того, что могли арестовать и недвижимость. Доходило до того, что человек мог потерять свое жилье в случае, если бы он не смог выполнить свои финансовые обязательства.

Если закон о банкротстве физических лиц будет проработан грамотно и с учетом мнений специалистов, то он позволит многим казахстанцам защитить свои права. То есть в случае, когда физическое лицо доказывает, что оно не в состоянии выплачивать банковские кредиты, имеет долги, к нему применяются какие-то облегченные режимы. В какой-то степени это будет облегчать давление со стороны банков. А прессинг был довольно жестким. И это часто приводило к народным возмущениям – помните, после 2009 года ипотечники и дольщики выходили на улицу.

Вчерашний день

- Значение человеческого капитала — это высказывание в тех или иных интерпретациях также повторялось уже неоднократно: насколько оно важно?

- Пункт о человеческом капитале я считаю одним из главных, который должен реализовываться на практике. Низкий уровень человеческого капитала в экономике страны в целом приводит к тому, что мы не сможем быстро перейти к той самой четвертой индустриальной революции, которую наши чиновники озвучивают.

Все упирается в образование, повышение профессионализма. При этом в образование, которое было бы в тренде глобальных изменений. Потому что, к сожалению, наша система образования, в том числе высшего, действует по старым лекалам. Недаром многие футурологи в последнее время делают очень много прогнозов о том, какие новые профессии появятся, какие старые профессии исчезнут. А у нас получается, что система образования работает вчерашним днем.

- А не кажется ли вам, что если и есть смысловые повторы в ежегодных посланиях, то они оправданы тем, что модернизационные процессы вообще-то не могут быть краткосрочными. Если бы была какая-то "чехарда" – это же бы выглядело непоследовательно…

- Да, на самом деле, в этом нет большого минуса. Да, если стратегия разрабатывается, она должна иметь долгосрочный характер. В чем минус? Мы не подводим итоги того, что было сделано. Никто у нас на уровне госструктур не любит подводить итоги сделанного с точки зрения минусов – что не сделано, почему не сделано. Нет работы над ошибками – в этом большая проблема бюрократического аппарата Казахстана. Никто не хочет нести ответственность за провалы.

Есть же такое выражение: "У победы много родителей, а поражение – сирота". Проблема в том, что наши чиновники не анализируют свои ошибки, не анализируют свои провалы.

"Модернизация сознания нужна и чиновникам"

- Какой еще пункт послания вы выделили?

Костюм птицы - символа программы Рухани жаңғыру
© Foto : пресс-служба акима Мангистауской области
- Восьмой пункт. Вот это ключевая задача – эффективное государственное управление. Понятно, что об этом говорится также не первый год. Но без повышения эффективности госуправления, без модернизации сознания наших чиновников, в том числе то же касается и финансового сектора, потому что государство является главным его регулятором, все эти пункты будут реализовываться через пень колоду.

В 10 задачах послания я выделил три с точки зрения важности и мультипликативного эффекта: человеческий капитал, финансовый сектор и эффективное госуправление. К сожалению, наш государственный аппарат такой же консервативный, как и система нашего образования – не поспевает за изменениями, мир меняется слишком быстро.

Помните, президент в прошлом году перераспределение полномочий сделал? Кстати, это было и в послании важным пунктом – перераспределение полномочий от президента правительству и парламенту. Для чего? Для того, чтобы те несли больше ответственности за принятые программы, за их реализацию. Но события прошлого года показали их управленческую импотенцию. И правительство, и парламент все время смотрят на президента.

Помните, был бензиновый кризис в нефтяной стране, и трудовые конфликты возникали, опять же, не в первый раз. Все это говорит о том, что бюрократический аппарат является главным тормозом любой модернизации в Казахстане. Здесь столкнулись два интересных момента – попытка модернизации экономики сверху и антимодернизационный потенциал, накопленный в бюрократическом аппарате.

Мне кажется, мы теряем время, мы теряем ресурсы, мы теряем человеческий капитал, который покидает страну.

Темы:
Послание президента-2018 (19)
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik