Недомажоры

© Photo : кадр из фильма "Мажоры"Фильм "Мажоры"
Фильм Мажоры - Sputnik Казахстан
Подписаться
Июльский ад – это не только удушающая жара, но и новые казахстанские фильмы. Семейство Махмуди опять терроризирует прокат киноэкзерсисами. В прокате идут "Мажоры" – проект-нарцисс Марселя Махмуди, нелепый и беспощадный.

Сначала "Мы из Сандыктау", теперь "Мажоры". Чем отечественный зритель все это заслужил, неведомо, однако июльский фестиваль казахстанского кинотрэша продолжается.

С другой стороны, обычный зритель, возможно, и не замечает происходящего – к примеру, накануне вечером в зале было три человека, включая меня. Спасибо, кстати, людям, пришедшим раньше, за то, что сеанс состоялся – а то пришлось бы искать новое "окно" для ознакомления с творением продюсера и автора идеи "Мажоров" Марселя Махмуди, генерального продюсера Анар Рустемовой, режиссера и сценариста Жанибека Гусманова и еще одного соавтора сценария Еркена Губашева. Думаю, этим списком можно ограничить круг лиц, ответственных за появление фильма, открыто пропагандирующего и восхваляющего многократные нарушения законодательства Республики Казахстан. Каким образом вот ЭТО (слово фильм по отношению к "Мажорам" более употреблять не имею права) вообще получило в профильном министерстве прокатное удостоверение, остается только догадываться. 

Как нетрудно понять из названия (и тем более из трейлера), "Мажоры" — это полуторачасовой рассказ о представителях так называемой "золотой молодежи" и их непростой судьбе. Главных героев трое, но самый главный из них, угадайте, кто? Конечно же, Марсель, которого сыграл Марсель Махмуди. 

В 17 лет у Марселя есть ночной клуб "Марсель", после утреннего заплыва в бассейне он пьет воду "Марсель", а играя в футбол, надевает форму "Барселоны" с номером 10 и именем Marsel на спине. Ночной клуб при этом называется с легким французским флером – Marselle. Хотя по-французски правильно Marseille, но это уже мелочи жизни и образования. Довершает марселизацию происходящего на экране мяч футбольного клуба "Марсель", который пытается чеканить главный герой. Являющийся при этом фанатом "Барселоны". Марсель спит на белье с символикой "Барселоны", над кроватью висит флаг "Барселоны", а над столом – фото Иньесты, Хави и Месси. Но мяч – "Марселя". Возможно, здесь скрыта легкая ирония: Марсель пинает "Марсель".

Зрители в зале кинотеатра - Sputnik Казахстан
Кинопрокатчик из Египта посоветовал казахстанцам выучить английский
Занятных режиссерских ходов, кстати, немало. Периодически Жанибек Гусманов включает Дэвида Линча. Например, певица Сиви Махмуди, старшая сестра Марселя Махмуди, уже неоднократно оказывавшаяся на большом экране, в том числе в весеннем ужасе под названием "Слепая любовь", в первой же сцене играет, как ни странно, певицу Сиви Махмуди. Является ли при этом экранная певица Сиви Махмуди сестрой экранного Марселя, остается тайной, скрытой в глубинах мозга соавторов сценария. Но судя по тому, что в доме Марселя даже за завтраком смотрят клипы певицы Сиви Махмуди, что-то тут нечисто. А в середине действия певица Сиви Махмуди играет уже хозяйку салона красоты, куда Марсель регулярно ходит на пилинг. Проблемы с кожей в пубертатный период преследуют даже мажоров. При этом в титрах Сиви Махмуди указана дважды, как исполнительница двух ролей, то есть это разные персонажи. Финальные титры у "Мажоров", кстати, совершенно гениальные, но о них в постскриптуме.

Наиболее же явственно увлечение режиссера творчеством Линча ощущается, когда в концовке ни с того ни с сего пропадает главная героиня. Девушка по имени Камилла, которую Марсель снимает в своем же клубе самым примитивным способом. Камилла влюбляется в Марселя, он вроде бы тоже, а в финале Камилла исчезает, будто бы ее и не было.

Рустем Абдрашев, архивное фото - Sputnik Казахстан
Радио
Абдрашев: население надо приучать ходить в кино с казахской "озвучкой"
Несмотря на то, что школу главные герои закончили только вчера, все у них по-взрослому. Например, между Камиллой и ее подругой Салтанат происходит такой диалог:

— Я так рада за тебя. Ты, наконец, нашла своего единственного.

— Это ты про кого?

— Про Марселя, конечно. А мне вот такое чувство, как любовь, незнакомо уже давно, с 8-го класса.

В другой сцене главный злодей и по совместительству друг Марселя, 17-летний оболтус Даник, вечно ходящий с пистолетом Макарова за поясом и телохранителем для надежности, "упирает" третьего товарища, боксера Багу, временным отходом от "пацанских понятий", по которым тот привык жить.

Кадр из фильма Оралман - Sputnik Казахстан
Не цензура, а просьба: почему в Астане показали другого "Оралмана"
В общем, чувствуется, у ребят в 17 лет богатый жизненный опыт. И тут можно перейти к открытой пропаганде противоправных действий. Чуть ли не каждую криминальную драму 2000-х, от сериала "Бригада" до фильма "Рэкетир", упрекали в романтизации криминала. Что суть не верно. Финалы там расставляли все по местам, не позволяя однозначно говорить о героизации преступников. А вот в "Мажорах" героизация в порядке вещей. Здесь центральные персонажи вылеплены положительными, и от первой минуты до последней они нарушают казахстанские законы, как само собой разумеющееся.

У каждого из них есть крутая тачка. Самая крутая – угадайте, у кого? Бинго! Напомню, водительские права в Республике Казахстан выдаются с 18 лет. Героям по 17, что прямо проговаривается в сценарии. То есть ездят они либо без прав, либо по фальшивым документам – впрочем, учитывая, какие связи у отца Марселя в полиции, это неудивительно.

Похожая история с ежедневным употреблением алкоголя, который несовершеннолетним в клубе Марселя предоставляют без проблем. Ценителей, правда, из мажоров пока не вышло, поэтому они заливают в себя какое-то непотребное и совершенно немажорское пойло.

А когда в клуб, реагируя на сообщение о наркотиках, нагрянула полиция, отец Марселя (тоже, кстати, позиционируемый, как положительный персонаж) повел себя, как подобает человеку его статуса. Среди ночи он вытаскивает из постели полицейского генерала, который, в свою очередь, вызывает проводившего рейд майора. Майору достается от обоих агашек за то, что тот вообще посмел сунуться в клуб сына самого отца Марселя!

Далее отец Марселя поступает чрезвычайно последовательно: он идет в комнату сына и распекает отпрыска за то, что тот шляется по клубам. На самом деле Марсель ходит только в один клуб – названный его именем, и где он, вроде, как хозяин, и который ему, совершенно очевидно, подарил отец. Возникает когнитивный диссонанс. Ну, мы же не будем предполагать, что Марсель откладывал деньги на клуб с завтраков, пусть даже и мажорских.

Открытие кинозала IMAX в многозальном кинотеатре Синема парк - Sputnik Казахстан
Казахстанские режиссеры поддерживают налог на прокат голливудских фильмов
С нравственными принципами у героев все еще хуже, чем с уважением к закону. Действие "Мажоров" по всем приметам должно укладываться в три летних месяца, хотя по ощущениям все происходит за неделю – но это уже проблема "профессионализма" сценаристов. И не самая страшная – например, у них в 1990-х умирает отец парня, родившегося в 2000-м.

Так вот, у бедной (в социальном смысле – она не мажорка как раз таки) девушки Кымбат, мечтающей стать медиком, погибают родители. Что она делает? Идет по магазинам, в салон красоты и тусит с мажорами. У Баги-боксера тяжело больна сестренка. Что он делает? Каждый день тусит с мажорами. Ту самую Салтанат, что не знала любви с 8-го класса, сбивает машина, девушка попадает в больницу. Что делают мажоры и ее подруга Камилла? В тот же день едут отдыхать и любоваться горными красотами на фазенду отца Марселя. "Фазенда", кстати, это цитата.

В общем, там, где у нормального человека присутствуют ум, честь и совесть, у героев "Мажоров" космических размеров пустота.

Николас Кейдж в чапане стал героем мемов - Sputnik Казахстан
Николас Кейдж в чапане стал героем очередных мемов
Ну и напоследок о финале. Он шикарен и запутан. Попытка понять, что произошло, терзала меня весь вечер, поэтому не могу не поделиться. Итак, Даник захватывает в заложники Камиллу и привозит ее на стройку, где уже находится Бага. Даник стреляет в грудь Баги, к которому с криком бросается Камилла. В следующем кадре появляется Марсель с вопросом: "Ты их убил?". "Я не врач", — саркастически усмехается Даник. С другого плана становится понятно, почему "их" — Камилла без чувств лежит на груди Баги. То ли она грохнулась в обморок от переживаний, то ли ее каким-то образом зацепило по касательной, то ли при монтаже нечаянно уничтожили нужный кадр. Так или иначе, позже мы видим, как тщедушный Марсель в рапиде и под музыку несет куда-то на руках превосходящую его по всем параметрам Камиллу, которую мы больше не увидим. И про которую больше никто не вспомнит. С моралью у героев, напомню, дела обстоят эксцентричным образом. Так умерла Камилла по неизвестной причине или осталась жива? Никого это не интересует, включая "единственного" Марселя. Ведь он поступил в Оксфорд! Своими силами! В финале, используя маскировку Штирлиц-стайл, Марселя на чужбину "провожает" Даник. Почему после покушения на убийство и, возможно, убийства (загадочная судьба Камиллы не оставит меня в покое еще долго) Даник находится на свободе, тоже вопрос. Очевидно, поступил, как настоящий мажор – откупился. Куда страшнее предположить, что это заявка на сиквел, и Марсель Махмуди намерен снимать еще.

P.S. На десерт редким зрителям, досидевшим в зале до конца, предлагается самая веселая часть – титры. То, что человек, их набиравший, не имеет понятия о дефисе, еще можно понять и простить. Но неизвестно, что делать с такими должностями и ролями, как "Отец Марсель", "Мать Марсель", "Друг отца Марсель Рашид", "Генерал полиций", "Окружения Марсель", "Авторы сценрия", "Сведения звука". Снимая пафосное псевдокино, мажоры сэкономили на корректоре для титров. Грусть, печаль, тоска.

Лента новостей
0