Не такой уж и короткий метр

© Sputnik / Серикжан КовланбаевКинофестиваль короткометражных фильмов "Байконур"
Кинофестиваль короткометражных фильмов Байконур - Sputnik Казахстан
Подписаться
В Алматы прошёл II республиканский фестиваль короткометражного кино "Байконур". Без малого полторы сотни заявок, 35 отобранных в программу фильмов, 12 отмеченных призами картин.

В Алматы прошёл II республиканский фестиваль короткометражного кино "Байконур". Без малого полторы сотни заявок, 35 отобранных в программу фильмов, 12 отмеченных призами картин. Впрочем, создалось впечатление, что иногда жюри, состоявшее из людей, в чьей компетентности сомневаться не приходится, руководствовалось принципом отметить как можно больше работ.  

Основатель компании Khan Comics Оразхан Жакуп - Sputnik Казахстан
В поисках национального супергероя: успех казахских комиксов удивил многих
Какие тенденции выявил наградной лист "Байконура"? Первая – главная и очевидная – молодых казахстанских кинематографистов (а большинство представленных картин являлись дипломными работами государственных и частных образовательных заведений), в первую очередь, интересуют настоящие проблемы, сегодняшняя жизнь в стране. Им не очень хочется вскрывать пласты истории, как в снятых по госзаказу масштабных полотнах, на создание которых в последние годы уходит львиная часть общих киноденег. Им интереснее то, что происходит в Казахстане здесь и сейчас. И, уверен, дело тут не только в бюджетах.

Большая часть попавших в конкурс "Байконура" картин – актуальны. В том числе оба фильма, получившие главные призы в игровой и документальной номинации. "Мен оралдым" ("Я вернулся") – именно так называется лента Жайыка Белкожаева, удостоенная приза как лучшая документальная картина. Несложно догадаться из названия, что рассказывает она о вернувшемся на историческую родину оралмане, о том, как живется ему сейчас близ Жаркента, о его нехитром бизнесе. Снят фильм максимально просто, по сути, это монолог человека – о жизни, о семье, о работе. И актуальность темы здесь явно превалирует над художественным исполнением.

Гран-при "Байконура" получил фильм Баймурата Жуманова "Жёсткий тип", посвящённый, возможно, главной теме последних лет, обсуждаемой в СМИ, соцсетях и просто в досужих разговорах. Разница в представлениях общества о том, что такое справедливость, и наказаниях, прописанных в законодательстве для тех, кто эти самые законы преступает. Герой Баймурата Жуманова (он сам написал сценарий, сам снял картину и сам сыграл главную роль) пытается устроить свою жизнь, но хрупкая надежда рушится, когда мужчина заступается за пожилую соседку, избиваемую собственным сыном. "Потерпевший" пишет заявление в полицию, в свою очередь, мать, естественно, не хочет сажать отпрыска, и в кутузке оказывается "хулиган", действовавший из лучших побуждений. История сама по себе простенькая, с открытым финалом, но очень точно характеризующая одну из главных проблем казахстанского общества – недоверие в равной степени как к закону, так и к его представителям.

Кинопленка. Архивное фото - Sputnik Казахстан
На создание очередного фильма о Назарбаеве потратят 900 миллионов тенге
Вторая тенденция – увы, при всем богатстве выбора у нас не так много действительно интересных молодых актеров и… историй. Легкая оторопь берет от решения жюри "Байконура" отдать приз за лучший сценарий фильму "Квартира 6" − занятной, трагикомичной, но абсолютно плоской истории, не имеющей никакой привязки к Казахстану. Жизнь уволенного из-за врачебной ошибки хирурга идет под откос: уходит жена, копятся долги, и он решает покончить с собой. В самый ответственный момент в дверь раздается звонок, и стоящий на пороге с сумкой, полной денег, парень путает хирурга с другим Хирургом – криминальным авторитетом, живущим, как оказалось, по соседству. Написанный Олжасом Ахметовым по рассказу Расула Шыбынтая сценарий занятен, местами остроумен, но в то же время нелогичен, оторван от реальной жизни и космополитичен, что в данном случае не комплимент. Поменяв актеров, можно было бы снять ту же историю в Европе, Африке или Латинской Америке – не поменялось бы ничего. В общем-то, это классическая комедия положений во французском стиле.

Что касается актёров, то участие Ерболата Ержанова ("Строители", "Хозяева") сразу в нескольких картинах конкурсной программы "Байконура" уже говорит о многом. И работа в одной из них − "Друзья" − принесла актёру приз. Возвращаясь к качеству историй, те же "Друзья", наверное, могли бы претендовать на победу в сценарной номинации, как и упомянутый "Жёсткий тип", если бы их развитие и финалы не были бы изначально ясны и прозрачны.

Вооруженный мужчина - Sputnik Казахстан
Актер с ружьем переполошил жителей Каскелена
Победа Перизат Маденовой, актрисы из фильма "Шыңырау", тоже вызывает вопросы – прежде всего, к женским ролям в нашем кино вообще. Казахстанский кинематограф продолжает оставаться мужским. Организовывая премию "Выбор критиков", мы каждый год сталкиваемся с тем, что не можем наскрести даже четыре интересные женские роли для включения их в номинацию. Четыре. За год! Проблема полного метра в коротком не исчезает. И роль женщины, никак не могущей забеременеть (а главный герой тут мужчина – у его жены две сцены примерно по минуте), гладенькая, чистенькая, но ничем не выделяющаяся в общей череде схожих работ.

И в заключение о двух действительно необычных картинах. Приз как лучший экспериментальный фильм получил Сабит Абди за ленту Ğayşa. По сути, это экранизация стихотворения Мухтара Шаханова о женщине, которая ждала своего мужа после войны, и классифицировать картину, загонять ее в рамки, действительно очень сложно.

Ну а награда Тогжан Байсабаевой за "Лучший анимационный фильм" − "Сиқырлы бақша" − знак и демонстрация того, что отечественная мультипликация все еще жива. Выполненная в непривычной сейчас технике работа рассказывает простую и такую же старомодную историю о мальчике, который поставил доброту на первое место, и она к нему вернулась.

Продолжение следует…

Лента новостей
0