Кто подставил вице-министра Магауова

© SputnikАрхивное фото процесса заправки горючего в бензобак автомобиля на АЗС
Архивное фото процесса заправки горючего в бензобак автомобиля на АЗС - Sputnik Казахстан
Подписаться
Просьба руководства ПНХЗ перенести сроки окончания модернизации с июня на сентябрь стало одним из звеньев в цепи нынешнего топливного кризиса в стране

Увольнение двух высокопоставленных чиновников системы топливно-энергетического комплекса Казахстана — вице-министра энергетики Асета Магауова и заместителя председателя правления "КазМунайГаза" Данияра Берлибаева − стало следствием целой цепи событий на внутреннем рынке республики, разбирая которую, следует признать — ответственность за дефицит должны нести не только они вдвоем.

Атырауский нефтеперерабатывающий завод, архивное фото - Sputnik Казахстан
Один из крупнейших НПЗ Казахстана полностью остановлен для капремонта
Асет Магауов и Данияр Берлибаев — люди слишком известные в нефтяном секторе республики для того, чтобы предполагать, будто они действительно относились к своим обязанностям халатно — и вдвоем своим бездействием породили топливный кризис на рынке. На самом деле оба стали заложниками действующей системы регулирования розницы в Казахстане — и того, что называется "так звезды сошлись".

Звезды (вернее, тучи) начали сходиться над головой этих чиновников еще в мае, когда Павлодарский НПЗ (ПНХЗ) попросил отсрочить свой ремонт из-за срыва сроков поставки оборудования для финальной модернизации. Минэнерго тогда эту просьбу приняло — и ПНХЗ совпал в результате с ремонтной фазой Атырауского НПЗ. Представляете, что такое для рынка, который и так зависит частично от импорта бензина, практически синхронная остановка двух из трех крупных заводов?

Вывеска рядом с АЗС с надписью Бензина нет - Sputnik Казахстан
Песню про дефицит бензина сочинили в Казахстане
Как заметил по этому поводу глава Минэнерго Канат Бозумбаев, если бы ПНХЗ произвел свою модернизацию вовремя, то внутреннее производство в Казахстане было бы на 35 тысяч тонн бензина в месяц больше, а за июль-сентябрь введенные (введенные бы!) в строй новые мощности дали бы стране 100 с лишним тысяч тонн АИ-92. И позволили бы хоть немного сгладить сентябрьскую динамику "подъедания" запасов этого вида топлива в стране, которая в октябре обернулась дефицитом, хоть глава Минэнерго и рекомендовал не использовать это слово. Причем не рекомендовал не абы кому, а сразу премьеру…

Понятно, что Минэнерго, давая добро на перенос сроков ремонта ПНХЗ, рассчитывало чем-то пополнять недостающий баланс на рынке. Этим "чем-то" должен был стать российский бензин, но тут звезды продолжили свой ход — и стоимость российского топлива на границе с Казахстаном выросла с 517 до 573 долларов за тонну (данные опять же Минэнерго). Казалось бы — в чем проблема? Покупай у россиян оптом подороже — повышай стоимость литра на своих АЗС сообразно закупочной стоимости.

Акцизы на бензин и дизельное топливо повысили с 1 апреля - Sputnik Казахстан
Бензин вроде как есть, а вроде и нет: эксперт рассуждает, куда делся Аи-92
Проблема в том, что в аккурат летом казахстанские антимонопольщики проводили массированную проверку деятельности крупных сетей АЗС. И настоятельно им рекомендовали продавать имеющиеся у них остатки по прежней цене. А те, у кого остатки по прежней цене закончились, с тоской смотрели на очереди у "дешевых" автозаправочных — и за новыми партиями в Россию не торопились. Из опасения, что если начнут продавать эти партии по той цене, по которой они им реально достались, то, во-первых, к ним все равно заправляться никто не приедет, пока не будут раскуплены остатки прежних партий. А, во-вторых, антимонопольщики им тут же "пришьют" новое дело по согласованным действиям.

Так все лето мы тихо-мирно "проедали" запасы, которые Минэнерго рассчитывало сохранить к совпадению ремонтных фаз двух НПЗ. В этом нам активно помогали (и помогают) жители приграничных с нами регионов России и Кыргызстана. А как не помочь, когда граница — прозрачна, а на казахстанских АЗС 92-й стоит от 150 до 155 тенге за литр против 210-220 тенге в России и 190 тенге в Кыргызстане? Вы бы не рванули в такой ситуации за бугор заправлять авто? Я вас умоляю…

Автозаправочные станции, архивное фото - Sputnik Казахстан
Бозумбаев рассказал, от чего будет зависеть цена на бензин в Казахстане
В конечном счете все это и привело к тому, что мы имеем сейчас: дефицита вроде как нет — по сведениям Бозумбаева, на вчерашний день 138 тысяч тонн "92-го" в регионах "на нефтебазах и в пути" имелось. Это примерно на срок от десяти дней до двух недель от существующего объема потребления — но очереди-то на АЗС, как справедливо указал ему премьер, существуют здесь и сейчас, а не спустя десять-четырнадцать дней. Минэнерго в ручном режиме заливает "92-й" с НПЗ в те регионы, где его особо остро не хватает, а в приграничных регионах продолжают заправляться автомобили с российскими и кыргызскими номерами.

Ну и населению передается этот ажиотаж — и кто бензин начинает закупать впрок, заливая канистру-другую, а кто заливается на АЗС — и приторговывает им по большей цене с капота. Единственная подвижка — антимонопольщики наконец-то дали рынку гарантию, что они не будут возбуждать дела по сговору, коль скоро источник закупа свою отпускную стоимость увеличил. Оказывается, для этого надо было уволить вице-министра и зампреда правления нацкомпании: тут дело уже не в звездах, а в устройстве нашего чиновничьего аппарата и в его способности реагировать на изменения ситуации…

Лента новостей
0