06:10 19 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD386.77
  • EUR427.26
  • RUB6.00
Кадр из фильма Шестой пост

Фильм "Шестой пост": укрощение зеков

© Photo: YouTube
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Дмитрий Мостовой
149521

Вал отечественных комедий, обрушившихся на казахстанские экраны с начала года, разбавляет драматический экшн "Шестой пост". Редкий случай, когда госзаказ, скорее, помогает картине, нежели портит ее

Такого количества погон и мундиров премьеры казахстанских фильмов прежде не знали. Рядовые и офицеры, ордена и медали, выставленная в фойе кинотеатра военная амуниция и фактически почетный караул от входа до зала. Одна из кокетничавших с подтянутыми бойцами барышень, еще не дождавшись ответа на вопрос "А эта штука острая?", больно укололась о штык-нож, вскрикнула, но, к счастью, в Спящую красавицу не превратилась. Перед самым показом несколько автобусов доставили на премьеру курсантов Нацгвардии, но кривой усмешки, как в случаях, когда бюджетников или военных загоняют на соревнования или партсборища, это не вызвало. Фильм "Шестой пост" будущим бойцам посмотреть будет и вправду полезно.

В первом же кадре – цитата. Неудивительно. Автор цитаты – не президент Назарбаев. Удивительно. Когда авторы казахстанских кинокартин открывают свои творения словами главы государства, дальше смотреть эти фильмы почему-то не очень хочется. Как будто те самые авторы заранее стараются выписать себе индульгенцию за все "косяки" и просчеты. Создатели "Шестого поста" взяли цитату Бауыржана Момышулы, сразу продемонстрировав нестандартный подход к отработке госзаказа и уже хотя бы этим настроили на позитивный лад. Впрочем, от многих шаблонов "патриотического кино" фильм режиссера Серикбола Утепбергенова не избавлен – как в мелочах, так и по-крупному. Но он выделяется одними только тематикой и жанром в весеннем "разнообразии" отечественного кинематографа – пять (!) комедий уже в прокате, еще две выйдут на следующей неделе. И все они абсолютно пусты и однотипны.

В основу сценария кинокартины (позже выйдет телефильм из нескольких серий) легли события июня 2010 года, когда из колонии строгого режима в Мангыстауской области сбежали два десятка заключенных. Организация побега проходила не без "закрытия" глаз со стороны начальства колонии (потом оно "присело" на разные сроки, как и оставшиеся в живых преступники), а главным героем тех событий был объявлен рядовой Ербол Отарбаев, раненный в перестрелке, но прежде уложивший нескольких беглецов.

"Шестой пост" — и в этом нужно отдавать себе отчет перед походом в кинотеатр – не попытка воссоздать историю семилетней давности. Это полноценная художественная картина. Во-первых, мы, как обычно, вряд ли узнаем всю правду о том, кем были и что собирались делать бежавшие (в фильме они представлены исламскими фанатиками-радикалами с непростым лидером), во-вторых, искусства для в историю рядового Ербола Отарбаева добавлено большое количество вымысла – его даже пришлось превращать в рядового Ерлана Омаркулова.

…Дружба трех школьников – Ерлана, Даурена и Аружан − близкая к любовному треугольнику, заканчивается вместе с выпускным. Ерлан отправляется в армию, Аружан едет в город учиться, Даурен – туда же, зарабатывать. Но вскоре Даурен попадает за решетку – его сажают на девять лет за убийство Аружан и отправляют в ту самую колонию, где службу несет Ерлан. Два недавних друга оказываются в прямом смысле по разные стороны колючей проволоки.

Сергей Довлатов, служивший в ВОХРе в Коми, писал, что зеки и те, кто их стережет, на самом деле не так уж и отличаются друг от друга. В фильме "Шестой пост" водораздел между ними, напротив, проводится, как можно более широкий – все-таки патриотическое воспитание, а не "диссидентское" кино. И тем не менее, персонажи "с человеческим лицом" на экране есть. Это и местный аксакал Жаке (очень хорошая роль Ерболата Тогузакова), и местный имам из числа заключенных, и… сам Даурен.

Фильм Серикбола Утепбергенова не условно, а даже излишне прямолинейно поделен на две части. Первая – драматическая. Несмотря на местами примитивные диалоги, карикатурность отдельных персонажей и невнятную игру исполнителя формально главной роли (Сануржан Сулейменов гораздо интереснее смотрелся в картине "Крылья, подаренные матерью"), эта часть фильма определенно смелый шаг вперед в нашем кинематографе. Впервые не в артхаусной, а претендующей на кассу патриотической, "заказной" ленте (а, может быть, и вообще впервые) так много времени отведено зоне. И не "черно-белой", где все зеки плохие, конвоиры же, напротив, хорошие. Нет, это зона с коррумпированным начальством, со своими группировками и понятиями, с халатностью и нашим традиционным пофигизмом, когда в колонии строгого режима заключенные могут получить с воли оружие, взрывчатку и боеприпасы, спокойно организовав побег под руководством умного и расчетливого руководителя Азата – роскошная роль актера Серика Салкинбаева. Отрицательные персонажи, вообще, как обычно, получились ярче и интереснее положительных. Тут выделю еще Жасулана Омирбека, сыгравшего Даурена. Неровно, со срывами, но у него есть пара мощных сцен.

Я не знаю, как съемочная группа отстояла первую часть фильма – возможно, в обмен на вторую. Там, где герой-рядовой отходит в тень и остается в сюжете для мебели, и точно так же, для сюжетной мебели, бандиты берут с собой Даурена. Главный же герой здесь – Нацгвардия. Летят вертолеты, строчат пулеметы, стреляют гранатометы, ездят бронемашины, а генералы и офицерский состав красиво и напряженно проводят оперативные совещания и отдают приказы. Все это больше похоже на выставку достижений военного хозяйства, но фильм, как ни странно, не "убивает". В конце концов, не так много у нас снимается экшнов без идиотских сценариев и совсем уж примитивной пропаганды.

Теги:
рецензия, кино, Казахстан
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik