22:57 19 Мая 2019
Прямой эфир
  • USD378.93
  • EUR423.00
  • RUB5.87
Кадр из фильма  Той любой ценой

Наурыз как повод: почему в Казахстане не получается снять аналог "Елок"

© YouTube/Melomankaz
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Дмитрий Мостовой
472 0 0

Второй год подряд казахстанские кинематографисты пытаются создать хорошую, душевную комедию к главному весеннему празднику страны. И второй год подряд эта затея проваливается. Что "Наурыз.kz", что вышедший на днях в прокат "Той любой ценой" – слабые картины, созданные как будто лишь в расчете на праздничный ажиотаж

Ровно год назад команда Аскара Бисембина ("Свадьба на троих", "Замуж в 30") выпустила отечественные "Елки" — альманах "Наурыз.kz", состоящий из нескольких праздничных историй. Запомнилась, правда, лишь одна – о районном акиме и влюбленном в его дочь замакима. Год спустя команда Канагата Мустафина ("Рывок", "16 кыз"), решив совместить самую популярную тему казахстанского кино, свадебную, с Наурызом, выпустила "Той любой ценой" — непритязательную комедию, как будто вдохновленную "Карнавальной ночью", с множеством звезд в исполнительском составе. Беда только, что комедию несмешную.

О чувстве юмора, как известно, спорить бесполезно, у каждого оно свое, но показательный момент: в зале, где проходил премьерный показ (то есть публика более, чем лояльная – члены съемочной группы, друзья, коллеги), стояла тишина. К счастью, не гробовая. То из одного угла, то из другого доносились одиночные или дуэтные смешки.

Пара занятных сцен действительно есть – например, с Кайратом Нуртасом и его двойником (вычеркнем из нее идеальную по своей убогости шутку про "тройника", "проданную" еще в трейлере). В целом же после просмотра остается ощущение халтуры и желания заработать на кассовых сборах, раз уж зритель идет на казахстанское кино, тем более в длинные выходные. Вот только, как от слова "халва" не становится сладко, так и от поздравления "Наурыз кутты болсын", повторяемого в фильме из сцены в сцену, праздничное настроение не появляется.

Впрочем, давайте немного о сюжете. Максат (Шарип Серик) работает на телевидении, он влюблен в свою коллегу Мадину (Айым Сейтметова), с трудом переносит заносчивого режиссера Жомарта (Жан Байжанбаев) и совсем уж не переваривает стервеца-продюсера (Максим Акбаров), который то и дело занимается, говоря по-модному, харрасментом по отношению к Мадине. Сестра Максата Ажар (Акбота Сейтмагамбет) собирается замуж, кудалар (Гани Кульжанов, Асель Акбарова) требуют, чтобы все было, как положено – согласно традициям. И родители (Азат Сейтметов, Данагуль Темирсултанова) организуют кыз-узату, поручая Максату отвезти деньги в ресторан.

Однако молодой человек забывает портфель с крупной суммой в машине импозантного аташки-таксиста (Ерболат Тогузаков). Причем Максат настолько бестолков, что не помнит ни марку, ни номер такси, хотя автомобиль более чем запоминающийся, а уж водитель – тем более. Не желая расстраивать маму, папу и сестру, Максат рождает гениальную идею: поменять тему весеннего шоу, которое готовится каналом, на свадебную, и провести узату-той… в прямом эфире! Но только чтобы никто не знал – кроме "подельников"-коллег.

Я специально подробно расписал, кто кого сыграл, чтобы можно было оценить мощь актерского состава. Сейчас без сарказма. И это еще в описание сюжета не вошли Фархат Абдраимов (один из родственников невесты), Динара Бактыбаева (недалекая девочка-гример), Байкал Бельбаев (бизнес-партнер отца жениха), а также сыгравшие сами себя Кайрат Нуртас и Айкын. И вся эта, извините за штамп, россыпь звезд смотрится на экране, по большей части, беспомощно. Характерна сцена, в которой Максат пытается объясниться с родными, когда за прекрасных артистов становится совсем уж стыдно. Почему-то у Акана Сатаева или Аскара Узабаева те же Шарип Серик или Данагуль Темирсултанова (лауреаты премии "Выбор критиков" двух последних лет) играют, и играют превосходно, а в "Тое любой ценой"… Как ни обидно это писать, лучше всех в "Тое любой ценой" сыграли "жигули" третьей модели, в которых Максат и оставил свой портфель – отлично отреставрированный автомобиль.

Кстати, продолжая вспоминать Бисембина (надеюсь, ему сейчас не икается), помимо "Карнавальной ночи", сюжетная канва "Тоя любой ценой" напоминает второй прошлогодний фильм Аскара – "Больше, чем кино". Попав в сложную ситуацию, молодой человек решает снимать свой проект в "сговоре" со съемочной группой основного телешоу; он влюблен в коллегу, которую активно "харрасментит"продюсер, а на площадке есть странная девочка-гример. Совпадения, как видите, минимальные.

Удивительна же вот какая вещь. Как комедия, фильм "Той любой ценой" сомнителен. А сценарий страдает таким количеством натяжек и бреда, что даже скидка на сказку (привет персонажу Ерболата Тогузакова) не помогает. Сделать шоу с интернет- и смс-голосованиями за ночь, да еще и выпустить его в прямой эфир, мягко говоря, невозможно; потратиться на еду и напитки для гостей, все равно пришлось – в чем тогда смысл аферы; все присутствующие должны быть слепыми, чтобы не заметить, что их привели в телестудию с подсвеченной режиссерской рубкой, а не ресторан. Но при всех недостатках, делающих "Той любой ценой" худшим из казахстанских фильмов, что я видел в нынешнем году, это очень жизненное кино. Не в основе своей – в мелочах. Организация свадьбы не по желанию – чтобы "перед людьми стыдно не было"; вложение всех средств в празднество (что, кстати, косвенно отражено в названии); второстепенная роль жениха и невесты на тое; и особенно развязка: неважно, что ты сам думаешь об увиденном – важно, что сказали агашки и бизнес-партнеры. Важнее казаться, чем быть.

По теме

"Регистратор" – смешной и беспощадный
"Безбородый обманщик" и патриарх казахского кино – кем был Шакен Айманов
Фильм "Шестой пост": укрощение зеков
Теги:
кинематограф, рецензия, кинотеатр, кино, Казахстан
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik