07:53 22 Ноября 2019
Прямой эфир
  • USD386.44
  • EUR428.37
  • RUB6.06
Облако на крыше

Что такое хорошо через очень плохо

кадр из фильма "Облако на крыше"
Колумнисты
Получить короткую ссылку
502814

Модернизация сознания через кино. В прокат вышло "первое казахстанское урбан-фэнтези" от режиссера и сценариста Али Шера Сулеймена "Облако на крыше". Сказка для взрослых на уровне детских стишков с занятным визуальным рядом.

Раз в несколько лет на отдельных казахстанских кинематографистов нисходят откровения. Им вдруг чудится, что посредством своих творений они сейчас как выскажутся, как предъявят собственное видение мира, и тут же всем разъяснят, как минимум, смысл жизни. "Облако на крыше" пытается выдать себя за философскую драму, хотя создатели фильма на премьере поименовали его "первым казахстанским урбан-фэнтези". Урбан, то бишь, город и его жители есть, с фэнтези небольшой напряг (все-таки нужны собственные миры, а не простенькие аллюзии на бога, дьявола и ангелов), а с первым казахстанским, как обычно, вышло передергивание. Если уж говорить об урбан-фэнтези – опять же с солидной натяжкой, то вспоминается лента "Джокер" Талгада Жаныбекова пятилетней давности, где, как и в "Облаке на крыше", тоже было немало психоделики – с экстрактом из василиска, сенсеями и умными мыслями примитивного уровня.

Непосредственно перед премьерным показом исполнитель главной роли Диас Азимжан и дебютирующий в полном метре режиссер Али Шер Сулеймен, "в миру" Алишер Сулейменов (актер, когда-то снявшийся в "Тризне" и "Дон Кихоте моего детства"), интриговали. Дескать, нужно внимательно смотреть фильм, по всему действию раскиданы разнообразные знаки, поначалу будет ничего непонятно, но в финале пазл сложится. Создалось впечатление, что сейчас подадут очень сложную драму с массой загадок, разобраться в смысле или даже смыслах которой, возможно, не удастся. На деле же оказалось совсем простенько. Впрочем, если по трейлеру действительно было непонятно, о чем фильм, то после просмотра все стало на места.

Главный герой "Облака на крыше" — Тима (Диас Азимжан). Когда-то он был архитектором, но бесконечное пиление со стороны супруги отправило Тиму на поиски быстрых и больших денег. Так он стал, судя по всему, биржевым брокером, а, может быть, еще и игроком форекс, а, может быть, еще кем-то – не так уж и важно. Важно, что у Тимы есть дочь, которую парень очень любит и которая вдруг ни с того, ни с сего начинает рыдать (видимо, за кадром в этот момент прозвучала команда режиссера "Девочка, теперь делай вид, что плачешь!"), и вечно недовольная жена. От этого Тима впадает в депрессию (как позже выяснится, в очередную) и отправляется на крышу – поразмыслить о жизни. Там его посещают видения разной степени тяжести, косвенно указывающие, что накануне в ночном клубе одним стаканом с мутной жидкостью дело не обошлось, и кексики с амфетамином также имели место быть. Параллельно за Тиму и его душу борются Демон и его стражники – все, как один мужчины, и Ангел и ее стражницы – все, как одна женщины. Третьей линией проходит Администратор (Али Шер Сулеймен), который в нескольких сценах учит своего внука (в титрах обозначенного, как мальчик-медиум), жизненным истинам.

В "Облаке на крыше", прежде всего, отмечу оператора-постановщика и художника. Искандеру Нарымбетову удалось снять эту разрозненную историю так, чтобы хоть какой-то зрительский интерес к происходящему на экране сохранялся, благодаря неожиданным планам и ракурсам. И его работа позволяет, по сути, бессюжетной картине обладать минимальной целостностью, в нескольких сценах приближаясь к видео-арту. Ринату Шашубаеву пришлось отвечать за фэнтези-компоненту, пытаясь совместить ее с алматинской реальностью, потому что больше ничего фантазийного в фильме нет.

Самая же слабая составляющая фильма – его наполнение. Это даже не уровень Пауло Коэльо с его "философией для всех", это уровень "Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: "Что такое хорошо и что такое плохо?", что никак не вяжется с пафосной и претенциозной формой "Облака на крыше". Мы вам, великовозрастные детки, сидящие в зале, расскажем. Алкоголь, наркотики и супружеские измены – это плохо. Хэллоуин и день святого Валентина – это от лукавого. Семья и дети – это хорошо. Не становитесь на дьявольскую сторону, засосет она вас, и ничего приятного в этом не будет.

Следующий "пласт" смыслов созвучен с другим детским произведением – песней "Прекрасное далеко" из фильма "Гостья из будущего". "Я клянусь, что стану чище и добрее и в беде не брошу друга никогда", — краткая суть нескольких монологов Администратора, обращенных к своему внуку. Роль Администратора, в котором сложно не заметить аллюзию на бога, Али Шер Сулеймен скромно отдал себе. Занятно при этом, что святая троица в "Облаке на крыше" имеет прогрессивный вид Отца, Дочери и Внука.

К счастью, длятся все эти мудрые наставления чуть более часа. Насколько при этом пострадал государственный бюджет (а фильм снят при финансовом участии "Казахфильма"), неизвестно.

Теги:
фильм, Али Шер Сулеймен, Алишер Сулейменов, Диас Азимжан
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik