Жезказган: там, где копают медь

© Foto / Илья Буяновский Путешествие по железной дороге через Сердце Степи
Путешествие по железной дороге через Сердце Степи - Sputnik Казахстан
Подписаться
Четвертая часть путевых заметок блогера из Москвы Ильи Буяновского, который проехал по железной дороге в поезде Кызылорда – Жезказган

Наш поезд на минуту притормаживает у станции Карсакпай и продолжает путь. Вдали, подобно миражам в мареве, появляются силуэты шахт и отвалов. Ведь слово "жезказган" так и переводится на русский – "там, где копают медь".

© Foto / Илья Буяновский Путешествие по железной дороге через Сердце Степи
Путешествие по железной дороге через Сердце Степи - Sputnik Казахстан
Путешествие по железной дороге через Сердце Степи

Жезказган – небольшой (98 тысяч жителей), но вполне самодостаточный город в тени двух высоких труб. Левая принадлежит ТЭЦ, правая – медеплавильному заводу, и мимо них в город приходит советская железная дорога из Караганды. Когда-то Жез был витриной индустриальной глубинки Казахстана, сейчас же местные жители полны пессимизма: хоть и считалось когда-то здешнее месторождение крупнейшим в мире, оно близко к исчерпанию. И весьма вероятно, что лет через 20 из города рудокопов Жезказган превратится в город железнодорожников.

Кенгирское восстание

Город построен вместе с заводом в 1948-1954 годах "под ключ". Стройку возложили на Степлаг – один из "особых" лагерей ГУЛага, куда отправляли осужденных по политическим статьям. Единовременно здесь держали до 23 тысяч заключенных, среди которых были Солженицын, Чижевский, Грунин… На территории современного Жезказгана тогда находился поселок Кенгир, населенный в основном бандеровцами и лесными братьями: 46% зэков составляли украинцы, 13% – литовцы, и лишь 12% – русские. Здесь было много католических и униатских священников и различных сектантов. Словом, Кенгирский лагерь сильно отличался от других.

Лагерь делился на две половины – мужскую и женскую, и в мае 1954 года охранники застрелили нескольких мужчин, пытавшихся проникнуть в женскую зону. С этого эпизода и началось Кенгирское восстание, одно из самых трагических событий в послесталинском ГУЛаге.

Восставшие создали довольно сложную систему самоуправления с подобием министерств, системы пропаганды, внутрилагерным радио… Без малого 40 дней на одном из "островов" ГУЛага существовала настоящая республика с населением в 5 200 человек.

Были даже собственные репрессированные – отказавшиеся брать в руки оружие Свидетели Иеговы, которых согнали в отдельный барак и использовали на грязной работе.

И хотя "отдел пропаганды" под руководством петроградского немца Юрия Кномпуса рассылал радиограммы за пределы Кенгира, "республика" была обречена: 26 июня 1954 года в лагерь вошли регулярные войска – 1 700 солдат при поддержке пяти танков. Количество погибших оценивается в несколько сотен человек.

К чему я рассказываю об этом? На въезде в Жезкаган из окон хорошо виден мемориал. Три памятника, которые поставили Литва, Украина и Россия.

© Foto / Илья Буяновский Путешествие по железной дороге через Сердце Степи
 Путешествие по железной дороге через Сердце Степи - Sputnik Казахстан
Путешествие по железной дороге через Сердце Степи

Достопримечательности Жезказгана

Формально Жезказган и раньше не был тупиковой станцией – дальше на запад с советских времен расходился целый куст веток к рудникам и карьерам. Новый Шелковый путь не использует промышленные ветки и сближается с ними лишь около станции. Для пассажирских поездов станция Жезказган прежде была тупиковой, а теперь стала транзитной, и несколько вагонов кызылординского поезда продолжат путь на Астану.

Сам город почти не меняется. Во дворах у центра стоят памятники афганцам и чернобыльцам, а напротив стелы Первостроителей объявился Китбука-нойон – монгольский полководец из народа "найман", возглавлявший "желтый крестовый поход" монголов и их христианских союзников на мусульманский Ближний Восток.

Жезказган стоит в сердце Степи, отсюда при желании можно доехать до целой россыпи древних мавзолеев, в одном из которых покоится Джучи – отец Батыя и старший сын Чингисхана. Где-то здесь консолидировался в XIII-XIV веках народ, впоследствии ставший казахами.

© Foto / Илья Буяновский Путешествие по железной дороге через Сердце Степи
Путешествие по железной дороге через Сердце Степи - Sputnik Казахстан
Путешествие по железной дороге через Сердце Степи

А это собственно медный завод. Обратите внимание на его опрятный вид. Всей медью в Казахстане владеет госкорпорация "Казахмыс", которая здесь главнее всех властей, и хотя штаб-квартира Казахмыса находится в , Жезказган – настоящая витрина индустриального Казахстана.

© Foto / Илья Буяновский Путешествие по железной дороге через Сердце Степи
Путешествие по железной дороге через Сердце Степи - Sputnik Казахстан
Путешествие по железной дороге через Сердце Степи

"Гарыш" – это по-казахски "космос". Гарышкер – соответственно, космонавт, ну а "лер" – суффикс множественного числа.

Вторая роль – космическая гавань, ведь именно эти степи традиционно были основным местом приземления советских космонавтов. И не только советских: 3 июня 2018 года сюда приземлился экипаж "Союза МС-07" во главе с Антоном Шкаплеровым.

Может, и я когда-нибудь увижу, как из ниоткуда в ледяной синеве неба возникает одинокий парашют, и из поднявшей степную пыль обугленной бочки показываются вдруг живые люди в белых скафандрах.

Лента новостей
0