09:55 19 Июня 2019
Прямой эфир
  • USD383.69
  • EUR429.08
  • RUB5.97
Виды Астаны

Битва за дорожку: возможен ли мир между велосипедистами и пешеходами?

© Sputnik / Болат Шайхинов
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Ксения Воронина
149360

На улицах мегаполисов Казахстана разворачиваются нешуточные баталии: велосипедисты и пешеходы не могут поделить велодорожки. Почему так происходит и как решить конфликт, рассуждает колумнист Sputnik

Кто кому уступает дорогу?

2010 год, Берлин, центр города. Улыбчивый гид дает наставления выходящим из двухэтажного автобуса туристам: "А это — велодорожка, новая полоса смерти в городе. Будьте внимательны и не задерживайтесь на ней", — предупреждает он туристов на чистом русском языке.

2012 год, Алматы. Попытка проехать по велодорожкам по улице Гагарина сверху вниз превращается в невыполнимую миссию. Велосипед набирает скорость, а по дорожкам, проложенным между деревьями, вдали от пешеходной зоны, прогуливаются собачники, родители с колясками. Вот ребенок сосредоточенно рисует мелом домик. Вот наперерез велосипедисту бросается здоровенный ротвейлер — конечно, без намордника.

2018 год, Астана, триатлон-парк с велодорожками для скоростной езды. Заняв дорожку целиком, в легкой задумчивости идет семья: женщина катит коляску с малышом, мужчина рядом на ходу смотрит в телефон, неподалеку от них карапуз постарше катится на детском самокате. Позади отчаянно сигналист велосипедист, а затем объезжает семью по пешеходной зоне.

Для чего нужны велодорожки

Культуру велодвижения начали продвигать в крупнейших городах Казахстана — и . Столица Казахстана вообще могла бы стать идеальным велогородом в теплое время года: город располагается на равнине, нет сильного перепада высоты, кататься — одно удовольствие.

В Алматы теплый сезон длиннее и фанаты двухколесного транспорта со свистом объезжают знаменитые автомобильные пробки мегаполиса почти круглый год. Когда не было велодорожек, главными врагами велосипедистов были автолюбители. Причем самая большая опасность исходила не от движущихся авто, а от припаркованных. Дело в том, что передвигаться на велосипеде в отсутствие велодорожек правилами предписывается по краю дороги, как раз там, где останавливаются машины. Велосипедисты нередко "влетали" в резко открывающиеся двери авто, что оканчивалось серьезными травмами и для велосипедиста, и для человека, который не оценил ситуацию на дороге, прежде чем выйти.

Велодорожки должны были разгрузить и обезопасить движение. Однако, если вспомнить первые "байклэйны", они были, мягко сказать, не идеальны.

"Первая велодорожка в Алматы появилась в 2011 году вдоль проспекта Абая. А также на тот момент это была первая велодорожка в Казахстане и во всей Центральной Азии!" — радостно сообщает сайт "ВелоАлматы".

Дорожка на Абая разделила тротуар и "сожрала" большую его часть. Людям фактически предложили "лавировать" между деревцами и спотыкаться о плиты и другие преграды. Станет кто-то в таких условиях соблюдать правила перемещения по велодорожке? Разумеется, нет!

Дальше — веселее. Интернет заполонили фотографии велодорожек, ведущих в дерево, в столб, внезапно начинающихся на середине тротуара и заканчивающихся забором, высоким бордюром вместо пандуса и так далее.

В Астане попытались учесть эти ошибки, и если первые велодорожки были не лишены недостатков и местами откровенно неудобны, то свежие 50 километров байклейна, соединяющие правый берег с левым и ведущие почти до аэропорта, приближены к мировым стандартам, снабжены специальным покрытием и манят пешеходов сильнее магнита.

Есть ли ПДД для велодорожек?

В правилах дорожного движения Казахстана сказано, что если на полосе установлен знак 4.5 (белый велосипед в синем круге), значит, движение по ней разрешается только на велосипедах и мопедах. Велодорожка также должна быть отделена от проезжей части или пешеходной зоны, по крайней мере, разметкой.

Парковаться на велодорожке или перегораживать съезд с нее запрещено, за это предусмотрен штраф в 5 МРП, или 12 тысяч тенге.

В исключительных случаях пешеходам и автомобилистам можно пользоваться байклейнами — если на пути движения пешеходов, то есть на тротуарах или обочинах, идет ремонт. При том пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам. То же самое и с автомобилями — в случае ремонта дороги, ДТП или иной преграды машина может проехать по велодорожке, идущей вдоль обочины.

При этом в ПДД ничего не говорится о передвижении на самокатах, в том числе электрических, сегвеях и гироскутерах, которые также набирают большую популярность у горожан и в перспективе могут стать альтернативой велосипеду, общественному транспорту и автомобилю. Население Алматы и Астаны активно пересаживается на электросамокаты, в соцсетях уже шутят об отдельной полосе для этого вида транспорта.

Почему люди ходят по велодорожкам?

Чтобы не строить догадок, проще всего спросить у самих "велоходов" (так автор колонки называет людей, предпочитающих передвигаться по велодорожкам — Sputnik).

Замеченным на велодорожке людям с максимально доброжелательной интонацией задавался вопрос: "Вы знаете, что это такое?".

Типичная реакция человека: удивление, взгляд вниз, ответ "велодорожка", смех и уход на тротуар. Большая часть людей идет по велодорожке, не задумываясь, без какого-либо умысла, просто продолжая маршрут.

Другие признавались, что им просто приятно идти по гладкой дорожке с мягким полимерным покрытием — ноги сами несут пешехода.

Третьи выбирают велодорожку, потому что она расположена в тени, или на ней нет луж после дождя, в отличие от тротуара.

Но есть и четвертые: "Хожу, где хочу, велосипедистов все равно почти нет, если что — объедут".

В парках дорожки для велосипедистов и бегунов оккупируют в основном семьи с детьми. Это самая сложная категория "велоходов", которые считают себя правыми и уверены, что им все должны. Несмотря на то, что взрослые могут быть разнополыми, в соцсетях жалобы на них обычно объединяют под общим хэштегом #яжемать и #этожеребенок, ибо основными "ответственными по детям" в нашем обществе считаются женщины.

Психологи и феминистки этот феномен объясняют очень просто: чем ниже статус женщины, чем выше репродуктивное давление и больше обещанных привилегий за материнство (а значит обретение некоего статуса), тем выше уровень подобных конфликтов в общественных местах: транспорте, торговых центрах, парках, ресторанах и на велодорожках. Ребенок и мать — святы, а значит им все можно. В этих случая буквально свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого — не разделить, а "отнять" чужой ресурс и чужие "привилегии".

А когда пытаются насильно отобрать и эту привилегию, добытую буквально "потом и кровью", это вызывает серьезные возмущения, переходящие в конфликт, в котором женщина будет до конца бороться за свои особенные права, несмотря на то, что ребенок может подвергаться опасности.

Чем выше статус и благополучие женщины были до материнства, тем меньше подобных конфликтов возникает в обществе. То есть эта проблема затрагивает еще более глубокие вопросы, которые не решатся введением штрафов и наказаний.

Город — для пешеходов

Городская инфраструктура должна, в первую очередь, служить пешеходам, быть удобной и безопасной для них. Многие города спроектированы "под автомобили", но при этом перегружены и не имеют даже грамотно обустроенных парковок. В таких условиях любые благие начинания могут обернуться недовольством и еще большими проблемами на дорогах. Так случилось с выделенными линиями для автобусов, появление которых первоначально вызвало в Алматы огромные пробки и аварийность.

Теперь правильное, но безграмотное насаждение велодорожек превратилось в войну против пешеходной инфраструктуры.

Популярный блогер и критик городского устройства Илья Варламов вместе с Максимом Кацем еще в 2015 году выпустили книгу "Проектирование городских велодорожек", в которой собраны не только правила организации баслейнов, но и типичные ошибки и недостатки, которые уже допущены в Алматы и Астане. Главная идея книги — велосипедисты не должны соперничать с пешеходами.

Такого мнения придерживается главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, на днях побывавший в Астане. В то же время он считает, что конфликт "рассосется" сам собой, когда велосипедисты станут заметными в городе.

"Проблема конфликтов с пешеходами, автомобилистами прекращается, когда велосипедистов становится много. В городе с активным велодвижением, как, например, в Амстердаме, вы можете быть абсолютными незнакомцами культуры, но вам будет достаточно одного случайного выхода на велодорожку, когда вас одернут велосипедисты. И это опыт, который мгновенно приобретается, вы поймете, что сюда ходить не надо", — сказал он Sputnik.

Осталось набраться терпения, быть друг к другу внимательнее и ждать перемен.

По теме

Велосипедистка, показавшая кортежу Трампа средний палец, потеряла работу
Фанаты велокоманды "Астана" посоревновались на встрече со спортсменами
Винокуров разыграл велокоманду "Астана", притворившись стариком
Теги:
велодвижение, велосипедист, велодорожки
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik