10:27 13 Ноября 2018
Прямой эфир
  • USD374.47
  • EUR421.43
  • RUB5.54
Водитель такси, архивное фото

Их называют универсальными экспертами, или О чем говорят таксисты в Астане

© Sputnik / Кирилл Каллиников
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Ксения Воронина
239111

Водителей такси в шутку называют универсальными экспертами в политике, экономике, искусстве, психологии и спорте. И это не удивительно, за день они перевозят сотни клиентов, а чтобы развеять скуку, говорят со всеми и обо всем

В последнее время в Астане становится все меньше "бомбил" — водителей, которые подбирают "голосующих" на дороге людей. Теперь бывшие "бомбилы" устраиваются в компании по перевозке пассажиров. Отчасти это связано с появлением мобильных приложений – людям стало удобнее вызывать машину, буквально не произнося ни слова, а также оплачивать поездку безналичным расчетом – никакой возни со сдачей и разменом.

С другой стороны, складывается впечатление, что все больше специалистов с высшим образованием открывают ИП и уходят в таксисты. Что это за люди и почему они сделали такой выбор?

Таксисты — от ученых до спортсменов

Я совершаю от 3 до 10 поездок в неделю на такси. Честно говоря, предпочитаю, чтобы все общение сводилось к "Здравствуйте" и "До свидания". Однако иногда обстоятельства способствуют общению, во время которого можно узнать о человеке за рулем.

Если рисовать среднестатистический портрет водителя, то в утреннее и дневное время чаще всего приезжают мужчины пенсионного или предпенсионного возраста или бывшие военные, которые, как известно, выходят в отставку раньше. Немало спортсменов — мастеров, кандидатов, тренеров.

Вечером "таксуют" молодые парни – студенты, менеджеры, в том числе госслужащие.

И если для таксистов в возрасте этот вид деятельности становится основным, то молодые люди, как правило, подрабатывают после основной работы или учебы.

Машины у всех в хорошем состоянии – иначе они не могли бы устроиться в извоз. Самые популярные модели – LADA Priora, легковые Hundai и Nissan. Реже встречаются внедорожники и автомобили представительского класса.

Однажды меня забирал старичок в хорошем костюме. Когда я садилась в машину, зазвонил телефон, и он стал случайным свидетелем разговора. Дело было во время ЭКСПО, мне велели ехать на очередную конференцию по энергетике.

Мужчина вежливо поинтересовался фамилиями, которые прозвучали в разговоре. Меня удивило, как он выговаривал слова – будто на "дореволюционный" манер, навевая ассоциации с аристократией. В разговоре случайно выяснилось, что он сам – ученый-физик. Казах, родился в Целинограде. Много лет жил и работал в России, вышел на пенсию и вернулся на родину. Его дети и внуки остались в России, кто-то уехал в дальние "заграницы". А его самого "потянуло на родину", потому что он верит в новое поколение ребят и хочет, чтобы в Казахстане зрели свои умы, свои будущие ученые.

Как относятся к женщинам за рулем такси?

Женщины, работающие в такси, тоже встречаются. За все время ко мне приезжали четыре такие водительницы. На одну из них я "попадала" трижды – оказалось, что она живет неподалеку.

В разговоре удалось узнать, что двое из женщин – домохозяйки. Они развозят детей по школам и садикам, а потом занимаются извозом до момента, пока старшие дети не вернутся из школы. Утром в часы пик удается неплохо заработать.

В вечернее время таксовать опасаются – боятся ограблений и насильников.

"А как клиенты реагируют на женщину за рулем?" — спрашиваю я.

"По-разному, чаще никак, к счастью. Но женщины с детьми в основном положительно. Мужчины могут обидно пошутить. Один раз клиент отказался ехать, потому что увидел за рулем меня – ну и хорошо, бог миловал от такого странного пассажира, как говорится", — охотно рассказала одна из таксисток.

Разговоры обо всем

Самая популярная тема общения – погода.

Погода имеет прямое отношение к поездке – пробки, состояние дорог, возможность проехать в ту или иную часть города. Разговор о погоде часто плавно перетекает в обсуждение работы полиции и городских служб.

На втором месте – цены на топливо и "жизнь таксиста".

Некоторые водители, к моему изумлению, предъявляют претензии к тому, что тариф слишком низкий — когда проходит время часа пика, в котором 10-минутная поездка может стоить от 1 000 тенге и выше, и "счетчик" возвращается в норму — что ехать далеко, а денег за это они получат совсем мало. Не любят таксисты и клиентов, оплачивающих безналом – чтобы снять эти деньги, им приходится забирать деньги из кассы.

Политика и экономика. В этой категории водители чаще всего пересказывают новости, услышанные по радио, "факты", рассказанные другими пассажирами – чаще всего "пугалки", связанные с девальвацией и новыми налогами. Если достать из рукава "козырь" и представиться журналистом, чтобы опровергнуть или подтвердить какую-то высказанную таксистом фразу, реагируют по-разному. Кто-то умолкает, другие с энтузиазмом начинают засыпать вопросами, третьи просят передать министрам их вопросы и пожелания.

Четвертая категория – воспоминания о прошлом и взгляды на жизнь. Водители, чаще всего те, кто в возрасте, рассказывают о своем детстве и юности, как попали в Астану, как жили раньше. Пытаются дать напутствие и пожелание личного характера. Например, я не ношу обручального кольца, и мне желают поскорее выйти замуж и родить побольше детей, пока молодая, потому что "у моей бабки было шестеро, не то, что сейчас".

Еще довольно часто интересуются моей национальной принадлежностью – это потому что, садясь в машину, я здороваюсь по-казахски и могу немного поддержать разговор на государственном языке. В основном это вызывает положительный отзыв и делает водителей более доброжелательными.

Сколько зарабатывают таксисты?

Водители с большим опытом работы в таксопарках подтверждают, что конкуренция становится все выше – таксистов действительно стало больше. Но растет и число клиентов, поэтому заказов сейчас достаточно.

Причина, по которой строители, спортсмены, менеджеры, инженеры и домохозяйки уходят в извоз – деньги.

Таксист, особенно работающий в пиковое время, может заработать около 20-30 тысяч в день (45-80 долларов). В месяц их заработки доходят до 300 тысяч тенге (800 долларов), однако для этого водителю приходится работать по 12-14 часов в сутки. Но даже с учетом того, что определенный процент удерживает компания-оператор или таксопарк, это довольно приличная заработная плата по меркам столицы.

Те, кто занимается подработкой, признаются, что зарабатывают не так много, но денег хватает на содержание машины и другие расходы, что облегчает нагрузку на семейный бюджет.

Вторая причина – безработица. На нее жалуются пожилые водители – после 50 лет найти приличную работу с достойным заработком становится очень сложно, а физический труд уже не по силам. Пенсии хватает с трудом, еще приходится и детям помогать, и внуков побаловать хочется. Поэтому нелегкий труд "за баранкой" остается одной из немногих возможностей для быстрого заработка.

Теги:
таксист, такси, Астана
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Линии электропередач. Архивное фото

    Пресс-секретарь премьер-министра Кыргызстана прокомментировал сообщения о возможном повышении тарифов на электроэнергию.

  • Политолог, ведущий эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко

    Бунт заключенных в колонии Худжанда - это результат продуманной стратегии идеологов "Исламского государства", считает эксперт.

  • Флаги стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности: Таджикистана, России, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, Армении и флаг ОДКБ (справа налево)

    Вопрос о возвращении Узбекистана в ОДКБ пока не стоит на повестке дня, заявил посол республики в России.

  • Мужчина сидит в телефоне

    Литовских абонентов атаковали мошенники из Мозамбика: неизвестные вынуждают владельцев сотовых перезванивать по дополнительному тарифу.

  • Открытие офиса связи НАТО в Кишиневе, архивное фото.

    Европарламент планирует проголосовать по проекту резолюции, в которой выражается поддержка сотрудничества Молдовы с НАТО.

  • Председатель правления НКО Русская школа Эстонии Мстислав Русаков

    Эстонский политик рассказал, как власти ЕС могут помочь образованию на русском языке и расширить права русскоязычного населения в Эстонии.