21:15 07 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD405.69
  • EUR455.51
  • RUB5.72
Колумнисты
Получить короткую ссылку
179220

В Казахстане появился новый вид мошенничества. Человеку поступает звонок с номера колл-центра банка, "сотрудник банка" обращается к клиенту по имени-отчеству, говорит, что с карты кто-то пытается осуществить перевод денег и предлагает заблокировать операцию

Клиенту банка необходимо назвать код, который придет ему в виде SMS с номера банка. Если человек соглашается, то может потерять деньги либо стать участником мошеннической операции.

Такой звонок поступил корреспонденту Sputnik, однако у мошенников ничего не вышло - журналисты знают о подобных схемах. Кроме того, звонившего выдавал "говор", не характерный для жителей Казахстана.

Минфин взялся за переводы Kaspi: с кого хотят брать налоги

Мы решили выяснить, как данные попадают к мошенникам и что делать их жертвам. Таким образом мы познакомились с нашей героиней-"антимиллионершей" и смогли в режиме реального времени проследить, как работает система и на что могут рассчитывать пострадавшие клиенты банков.

История Екатерины: от отчаяния до хэппи-энда

Молодая алматинка Екатерина только уложила ребенка спать и занималась домашними делами, когда на экране телефона высветился номер колл-центра банка. Вежливый голос представился менеджером и предупредил девушку о подозрительной активности на ее счете - кто-то пытался сделать перевод с ее карты.

"Но это карточка для получения социальных отчислений, и на ней ничего нет - ноль на счете", - удивилась Екатерина.

"По вашей карте сейчас пытаются совершить мошеннические операции, мы бы хотели их предотвратить. Если вы согласны, сейчас вам придет код, который нужно продиктовать в тоновом режиме", - пояснил звонивший.

Что девушка и сделала. После того, как звонившие поблагодарили за сотрудничество и повесили трубку, ей пришло еще одно SMS - банк предупредил о подозрительной активности. Затем телефон зазвонил снова.

"Здравствуйте, по вашей карте проводились мошеннические операции", - сообщили ей.

"Да, я знаю, я уже переговорила с вашими специалистами, они только что звонили, и мы их предотвратили" - ответила Екатерина.

Новый способ хищения денег придумали мошенники

Девушку заверили, что ей никто не звонил, а когда она просмотрела выписку со счета, оказалось, что на карте у нее минус миллион тенге.

"Я была в ужасе и отчаянии. Сама перезвонила в свой банк, где кроме этой карты у меня еще и ипотека, и объяснила ситуацию. Мое обращение приняли в работу. Я поехала в отделение банка, там выяснилось, что по моей карте сделали технический овердрафт (перерасход) - перегнали через мой счет деньги и вывели их на Украину. По сути, я "поспособствовала" мошенникам, а сама получила миллионную задолженность перед банком. Через некоторое время на нее стала "капать" пеня - задолженность начала расти", - рассказывает Екатерина.

Дело было в начале октября, прошел почти месяц, и хотя девушка постоянно была на связи со своим банком, никаких новых подвижек в ее деле не было, а долг продолжал расти.

Страх потерять все деньги за один звонок

"От Sputnik Казахстан узнала, что в Нацбанке есть департамент защиты прав потребителей финансовых услуг, связалась с его директором. Меня проконсультировали, успокоили, помогли составить заявление. Некоторое время спустя сотрудники моего банка сообщили, что принято решение задолженность списать - что и было сделано. Было очень нервно - но я уже начала думать, как будут "гасить" свой миллионный долг, и что мне "светит" - могли запретить выезд из страны, например. Но все закончилось благополучно, а я теперь совершенно точно знаю, как действовать в подобных ситуациях, и самое главное - как в них не попасть", - заверила Екатерина.

Откуда берутся мошенники

Точное число людей, которым звонили мошенники, неизвестно, как и число пострадавших. Банки делятся этой информацией неохотно, сообщая лишь, что после выявления фактов мошеннических действий банком направляется заявление в департамент полиции.

Согласно мониторингу социальных сетей, о действиях мошенников сообщают клиенты как минимум четырех крупных казахстанских банков.

"В банк периодически поступают жалобы о звонках финансовых мошенников, которые, используя недостаточную бдительность и приемы социальной инженерии, пытаются выведать у клиентов конфиденциальную информацию для доступа к их счетам. По всем подобным жалобам проводится внутренняя проверка и информация направляется в правоохранительные органы", - сообщили Sputnik в пресс-службе Halyk Bank.

Кибермошенники похитили у казахстанцев миллионы

Мошенники используют сервисы IP-телефонии, позволяющие подделать любой номер городского или мобильного телефона.

"Для выбора своих жертв мошенники используют базы данных мобильных операторов, полученных незаконным путем. Сами злоумышленники физически находятся в России и на Украине", - рассказали в банке.

К слову, эта проблема характерна не только для Казахстана. В интернете есть сайты, на которых продаются различные базы данных по клиентам банков СНГ и мира. Вопрос, каким образом к ним попадает информация по клиентам казахстанских банков, находится в компетенции правоохранительных органов. При этом сами банки исключают утечку данных клиентов из своих баз.

В "Банк ЦентрКредит" отмечают, что в последнее время число обращений сокращается - казахстанцы уже знают о мошенниках, звонков от них поступает все меньше.

"О таких видах мошенничества банку известно из внешних источников СМИ, в основном, российских, поскольку данные виды мошенничества активно использовались против клиентов российских банков. Обращения в наш банк от казахстанцев поступали, но в настоящее время мошенничества такого рода прекратились", - рассказали в пресс-службе БЦК.

Не сообщайте код даже сотрудникам банка! - чего боятся казахстанцы

В случае, если клиент попался на удочку мошенника, необходимо сразу же перезвонить в сall-центр банка и сообщить о таком факте, заблокировать свои счета и карточки, а также доступ к интернет-банкингу. Также необходимо обязательно обратиться с заявлением в правоохранительные органы и подать обращение в банк в целях рассмотрения возможности по возврату сумм.

Как не стать жертвой мошенников

Мошенники постоянно совершенствуются, сейчас в их распоряжении IT-технологии. Однако способы оставить злоумышленников с носом и сохранить свои данные и деньги есть. Принципы безопасности остаются базовыми. Вот что советует Национальный банк Казахстана.

  • Ни при каких обстоятельствах не отправляйте никому ваши персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность.
  • Никогда не передавайте и не публикуйте, в том числе в социальных сетях, реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код. Иной раз жертвами мошенников становятся люди, публикующие свои данные для благотворительности.
  • Никому не сообщайте SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка.
  • Не передавайте свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах.
  • В случае утери карты сразу же закрывайте ее или приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка.
  • Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте либо полученные СМС. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом.
  • При пользовании банкоматом осмотрите его на наличие подозрительных предметов, которые выбиваются из общей структуры устройства. Даже убедившись в безопасности устройства, вводить ПИН-код рекомендуется, всегда прикрывая цифры от посторонних глаз.
  • Если вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера.
  • Подключите услугу мобильного банка, который за символическую ежемесячную плату присылает на мобильный телефон владельца карты информацию по всем изменениям счета и совершенным транзакциям. Таким образом вы сможете оперативно отследить подозрительные операции по вашей карте.

Чаще всего жертвами мошенников становятся пожилые клиенты или люди, находящиеся в уязвимой ситуации. Мошенники вежливые и располагают к себе, общаются грамотно. Запугивают и одновременно выражают желание помочь. Торопят клиента и не дают ему возможности обдумать ситуацию.

Главное помните: если вам позвонили из Call-центра - лучше положить трубку и перезвонить по номеру, указанному на вашей банковской карте

Теги:
мошенники, банк
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik