Казахстанцы поверили в коронавирус, пандемия бушует – что дальше?

© Sputnik / Абзал КалиевОчередь у мобильной ПЦР-лаборатории в Нур-Султане
Очередь у мобильной ПЦР-лаборатории в Нур-Султане  - Sputnik Казахстан
Подписаться
Еще в начале июня самым популярными вопросами в соцсетях были "Вы верите в пандемию?" и "У кого есть хоть один заболевший среди знакомых?". Сейчас: "Где сдать ПЦР-тест и КТ?!" и "Почему скорая не приезжает?!"

Число отрицающих пандемию, или "ковид-диссидентов", уменьшается прямо пропорционально росту числа заболевших.

Ведь не успел Казахстан объявить об успешном преодолении первой волны коронавируса и начать подготовку ко второй волне, которая прогнозировалась осенью, как на страну обрушился шторм. Почему так вышло?

С температурой 13-й день – как астанчане лечатся дома от коронавируса

Эпоха "Великого Локдауна"

Давным-давно, в начале марта (ведь во время пандемии день идет за неделю), в Казахстане регистрировались единичные случаи заболевания, но за каждым следили пристально.

В стране объявили чрезвычайное положение, госпитализировали всех подряд, включая контактных. Беспрецедентные меры предпринимались, чтобы не допустить главного – перегрузки системы здравоохранения. Именно нехватка рабочих рук, тестов и коек стала плавной проблемой во время вспышки в Европе.

Дошло до того, что люди боялись попасть в больницу и лечились дома, а за помощью обращались лишь в крайних случаях. Еще больше опасались гнева соседей – проблему очагов коронавируса в то время решали радикально: заваривали подъезд или навешивали амбарный замок.

"Как зверей закрыли" - фото подъезда в Павлодаре возмутило соцсети

Сейчас говорят, что карантин был "ранним", а меры – слишком суровыми, правительство, мол, перегнуло палку. И вместо того, чтобы научить людей культуре карантина – носить маски, мыть руки, соблюдать дистанцию - только озлобило лишившихся работы и дохода (не считая выплат 42 500 тенге, которые предназначались не всем).

После снятия режима ЧП довольно быстро возобновились перелеты и поездки по Казахстану, открылись курорты и рейсы за границу.

Под запретом остались массовые мероприятия, в том числе семейные. Но когда это останавливало любителей тоев?

Однако есть и плюсы – казахстанцы твердо усвоили, что в любой непонятной ситуации нужно сдавать ПЦР-тест (без него на некоторых предприятиях сотрудники просто не могли попасть на работу – тестировались целыми трудовыми коллективами), делать КТ (потому что компьютерная томография точнее рентгена) и звонить в скорую.

Почему в Казахстане не хватает ПЦР-тестов, рассказала главный санврач

К середине июня в стране стала ощущаться острая нехватка тестов, несколько крупных лабораторий закрылись "на профилактику" (а позже объяснили, что где-то заболели сотрудники, где-то вышло из строя оборудование, а где-то нет реагентов). Скорая помощь не справляется с количеством звонков, в больницах дефицит коек.

Первая волна превратилась в цунами?

В июне счет заболевших пошел на тысячи – за последние сутки зарегистрировано 1 600 фактов, включая бессимптомных. Что удивительно - на фоне того, что тестировать сейчас разрешено только людей с симптомами заболевания.

Откуда все эти бессимптомные?

Общее число заболевших на сегодняшний день - почти 32 тысячи человек. В апреле прогнозировали, что к июню могут заболеть до 5 тысяч человек. О десятках тысяч заболевших речи не шло. Хотя темпы выздоровления не могут не радовать – к настоящему времени выписаны 11,8 тысячи человек. Сколько переболели, не обращаясь за медпомощью – неизвестно. Число умерших – всего 136.

Из-за прироста больных Минздрав принял решение о том, что бессимптомные и "легкие" больные с КВИ должны лечиться дома – если нет затруднения дыхания и одышки. Допустимо покраснение горла, першение в горле, заложенность носа, кашель, пульс не более 80 ударов в минуту.

"Если возникает одышка, даже в покое, температура выше 38 градусов, наблюдаются симптомы интоксикации, головная боль, недомогание, потливость, мышечные боли, снижается аппетит, затруднено дыхание, тошнота, рвота, жидкий стул, сыпь – при появлении этих симптомов пациент не должен находиться дома. Его госпитализируют в стационар", – заявила вице-министр Лязат Актаева.

Казалось бы, Казахстан хорошо проходит пандемию. Но так ли это? И какие человеческие истории скрываются за сухой статистикой?

Тесты не делают даже по блату, в больницу не кладут

Начнем с минутки юмора. Вторую волну популярности переживает ролик команды КВН Астана.kz 2007 года. В нем пациент приходит к врачу, специалист его к себе не подпускает, велит лечиться дома, а если не поможет – не приходить вовсе.

Примерно такая же ситуация сейчас наблюдается во всем Казахстане, включая Нур-Султан. Но не по вине врачей.

Некоторых пациентов принимают через фильтр-кабинеты. Однако плановые приемы в поликлиниках приостановлены, с симптомами ОРВИ выходить на улицу и вовсе запрещено. Если повезет, можно дозвониться в поликлинику, в контакт-центр 1406 или 8 7172 768 043, или в скорую. Но, скорее всего, вас выслушают и посоветуют обильное питье, больше спать и сбивать температуру. Госпитализируют людей только в тяжелом состоянии. Однако в некоторых случаях может быть уже поздно.

"Поздно обратился": медики о смерти 38-летного мужчины от COVID-19

"Я - пенсионерка, болею уже десять дней, температура выше 38, кашель, ломота в суставах, одышка, потеря обоняния. Лечилась дома, потому что поликлиника закрыта на карантин. Телефона участковых медиков нет. Звонила в скорую, чтобы получить консультацию, как лечиться, но звонок был 53-м в очереди. Не дождалась. Позвонила подруге, она сказала, какие таблетки попить, пока лечусь так", - говорит 65-летняя женщина.

Больным важно знать свой диагноз и быть уверенным в том, что они не разносят заразу – хотя бы среди членов своей семьи. Но сдать тест почти невозможно.

"Заболели друзья, семейная пара. Коронавирус у них подтвердился. Незадолго до этого мы общались. Я сразу ушел на самоизоляцию и стал искать возможность сдать тест. Обращался в поликлинику. Симптомов на тот момент у меня еще не было. Телефоны не отвечают. Нашел номер участковой медсестры, она сказала, что поликлиника закрыта на карантин, а ПЦР берут только у близких контактных. Платно сдать тест тоже нельзя", - рассказывает молодой астанчанин.

Как мы помним, при ухудшении состояния возможна госпитализация.

"Лежу в постели неделю. Обоняния нет, потеряла почти 10 килограммов. В скорую я дозвонилась, звонить пришлось долго. Они велели обратиться в 109, там ответили, что по телефону может проконсультировать дежурной врач, но назначения он не делает. Спросила, где сдать ПЦР-тест – сказали, что ничем помочь не могут. В итоге обратилась в частную клинику, мне по телефону сказали, какие лекарства лучше принимать. Но на дом не едут, просят сдать тест", - поделилась 40-летняя женщина. 

Еще одна заболевшая рассказала, что, имея легкие симптомы ОРВИ, отсутствие обоняния и кашель, пыталась сдать ПЦР-тест через знакомых в медицинской организации.

"Сказали, что тестов нет, даже "для своих". Единственное, могут посодействовать в случае госпитализации, чтобы положили в нормальную больницу, если станет хуже", - рассказала девушка.

Собеседник (36 лет) считает, что переболел коронавирусом, а теперь хочет пройти обследование, потому что беспокоится за почки.

"Я работаю на стройке. У нас там стали болеть в начале июня, я тоже слег и, кажется, заразил жену. Дети, к счастью, были у родственников в деревне. Жена перенесла довольно легко, я немного тяжелее. Звонили в поликлинику. Там почему-то сказали, что у нас симптомы не похожи на коронавирус – хотя "нюх" пропал, кости ломило. Приезжать и брать мазок не стали, куда-то ехать самим – побоялись заразить людей. Сейчас уже выздоровели, наверное, но у меня стали болеть почки. Раньше никогда не болели, а сейчас хотел бы проверить, в поликлинику попасть опять не получается", - рассказал мужчина.

В каком случае положена госпитализация при COVID-19

Таблетки вместо гречки

Перед ЧП граждане сметали с полок гречку и макароны. А сейчас ринулись в аптеки, чтобы в случае болезни иметь дома весь арсенал необходимых средств.

© Sputnik / Абзал КалиевОчередь в аптеке
Казахстанцы поверили в коронавирус, пандемия бушует – что дальше? - Sputnik Казахстан
Очередь в аптеке

Как сообщили в Фармацевтической ассоциации Нур-Султана, с прошлой недели горожане полностью скупили противовирусные препараты, антибиотики азитромицинового ряда.

Теперь продажу безрецептурных препаратов строго ограничат.

"Будет прописано, сколько можно будет отпускать лекарственных препаратов населению. А антибиотики так же, как и прежде, будут отпускаться только по рецепту врача", - заявила директор ассоциации Гульнарай Альмурзина.

Отметим, что антибиотики бесполезны при вирусной пневмонии, но их действительно назначают при сопутствующей бактериальной инфекции. Делать назначения имеет право врач – но, как мы видим, попасть на прием не так уж просто.

Операция отменяется

В Казахстане медленно ужесточают карантинные меры. Как и во время режима ЧП, во многих регионах приостановлены плановые операции.

Некоторые пациенты узнали об этом чуть ли на операционном столе.

"Об отмене операции узнала, когда собрала все анализы, кроме ПЦР-теста. Тесты не делают. На какой срок перенесли операцию, неизвестно. В первый раз операцию перенесли, когда выяснилось, что у моего хирурга коронавирус. Назначили другого. Теперь совсем непонятно стало", - пожаловалась казахстанка.

Она призналась, что вдвойне боится подхватить коронавирус - при ее заболевании болезнь может протекать тяжело.

Токаев поручил принять экстренные меры по борьбе с коронавирусом

Беременность и ПЦР

Партнерские роды в Казахстане так и не возобновили. У беременных также немало вопросов о том, где и как они будут рожать.

"У меня контракт с врачом, все было хорошо, я не болею. А потом она стала требовать ПЦР-тест, говорит, без него не возьмет меня. Хорошо, что тогда еще можно было сделать тест в мобильной лаборатории. Но родила я в итоге на неделю позже – зачем был нужен тест, непонятно", - поделилась молодая мама.

К слову, беременным без симптомов коронавируса не требуется заранее проходить тестирование, чтобы попасть в роддом или на сохранение. Тест могут сделать на месте.

А если симптомы есть, женщину должны госпитализировать в провизорный стационар.

Однако в СМИ попала история Ольги Тарасюк из Актау, которая потеряла ребенка на 15-й неделе беременности из-за того, что врачи не оказывали ей помощь до получения результатов ПЦР. К слову, тест оказался отрицательным.

Сложности могут возникнуть и у женщин, которым необходимо прервать беременность. Аборт – операция экстренная, но для допуска необходим пресловутый ПЦР.

Общее число казахстанцев с коронавирусом приблизилось к отметке 32 000

Что дальше?

ВОЗ сообщает, что вирулентность, то есть заразность вируса, снижается. Однако если большинство стран уже прошли пик пандемии, в Казахстане, похоже, все только начинается.

В регионах начали ужесточать карантин, но ввод режима ЧП маловероятен – так что в случае карантина никакие 42 500 тенге людям не светят.

Построить новые больницы и лаборатории, а самое главное - подготовить специалистов - в считанные дни невозможно. А значит большинство людей будут лечиться дома без подтвержденного диагноза.

Несмотря ни на что, бизнес, особенно сферы услуг, выступает против тотального локдауна. Как и авиакомпании, которые понесли огромные убытки во время карантина.

Вакцины от коронавируса, по самым смелым прогнозам, раньше 2021 года ждать не стоит.

Что все это значит? Что наше здоровье только в наших руках. Буквально.

Что следует максимально беречь себя и своих близких, носить маски в общественных местах, мыть руки и надеяться на то, что благоразумие позволит преодолеть вирусный шторм.

Лента новостей
0