"Боксерская" ОПГ терроризировала павлодарцев, но не избежала наказания

© AFP 2024 / KAREN BLEIERМужчина держит пистолет Colt, архивное фото
Мужчина держит пистолет Colt, архивное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Они убили одного милиционера и тяжело ранили другого: главаря преступников суд приговорил к расстрелу

Около четырех часов утра 19 октября 1997 года в приемный покой павлодарской областной больницы трое парней привезли на автомашине своего друга. Ему в драке около увеселительного учреждения порезали ножом живот. Все были изрядно выпившими, и вели себя грубо, требуя немедленного оказания помощи раненому. Медсестра вызвала дежурного хирурга. Тот распорядился открыть операционную комнату. Однако пострадавшему и его сопровождающим показалось, что врач едва копошится. Они стали материть хирурга, а потом несколько раз ударили его по лицу.

Вся троица ввалилась в операционную, где избиение врача продолжилось. Медсестра вызвала со второго этажа дежурных хирургов и травматологов и позвонила в полицию. Только после вмешательства коллег хирурга парни, сопровождавшие порезанного товарища, нехотя покинули операционную. Но из больницы они не ушли и продолжали матом высказывать свое недовольство.

В это время подъехал патруль из четырех сотрудников милиции, которые попытались задержать хулиганов, однако это оказалось делом нелегким. Все трое оказали сопротивление, а раненый разбил невесть откуда взявшуюся у него пустую бутылку из-под шампанского и "розочкой" ударил стража порядка по голове. После врачам пришлось зашивать милиционеру рану. Нападавшего патрульные задержали, за неимением наручников, связав ему руки простыней, а его приятелям удалось скрыться через открытый балкон нижнего этажа. Помог им в этом запуганный нападавшими санитар, указавший путь бегства. Потом выяснится, что сбежавшие - это Нурлан Сатиев, Нурбай Байтасов, а раненый - Рахат Амиров (имена и фамилии преступников изменены).

Выстрелы в голову

По закону за сопротивление работникам милиции и нанесение телесных повреждений Амирова следовало отвезти в РОВД, но, поскольку у него было ножевое ранение, то для обследования его из облбольницы доставили в медсанчасть больницы скорой помощи. Там, после осмотра врачами раны, Амирова поместили в палату хирургического отделения на четвертом этаже, пристегнув одну руку наручниками к кровати. На этот раз выставили охрану - двух оперуполномоченных отдела уголовного розыска Ильичевского РОВД - лейтенанта Асылбека Бижанова и сержанта Талгата Сембаева. Но им не выдали табельного оружия, они были в гражданской одежде и белых халатах.

Павлодарские полицейские назвали его "отмороженным"

А вечером в палате неожиданно появились все те же - Сатиев и Байтасов с еще одним неустановленным следствием лицом.

- Мы - из ГСК (Государственный следственный комитет - авт.), снимите с него наручники, мы его забираем, - заявили вошедшие, указав на раненого.

Сембаев и Бижанов возразили, что без распоряжения своего руководства не отдадут охраняемого. И потребовали у вошедших предъявить их служебные удостоверения. Тогда Сатиев выхватил пистолет Макарова и трижды выстрелил в оперативников - один раз - в голову Сембаеву и дважды - в Бижанова. А четвертым выстрелом перебил звено наручников, которыми Амиров был пристегнут к кровати. Освободив раненого, налетчики выбежали с ним из больницы,. У выхода они все сели в поджидавшую их "шестерку" и скрылись.

21-летний Асылбек Бижанов скончался на месте, жизнь 25-летнего Талгата Сембаева, раненного в голову, врачам чудом удалось спасти, но после долгого лечения он получил инвалидность и со службой в полиции ему пришлось расстаться.

"Хочу посвятить свою жизнь службе в органах внутренних дел"…- написал Асылбек Бижанов в заявлении при поступлении в Павлодарский технический колледж МВД, отклонившись от стандартного образца документа. Асылбек мечтал работать в уголовном розыске и постепенно шел к этой цели. В 1996 году, после окончания техникума, его назначили инспектором по делам несовершеннолетних Ильичевского РОВД города Павлодара. Но уже через год с небольшим был подписан приказ о переводе его на должность оперуполномоченного уголовного розыска РОВД. Мечта стать сыщиком осуществилась. Но судьба распорядилась иначе… Оборвалась жизнь молодого человека, которому в июле исполнился всего 21 год. Светлая память об Асылбеке Бижанове навсегда останется в наших сердцах", - написали руководство и личный состав Ильичевского РОВД в газетном некрологе.

По подозрению в убийстве и ранении милиционеров пятеро членов криминальной группировки - Рахат Амиров, Нурбай Байтасов, братья Нурлан и Бекжан Сатиевы, Алдияр Айдаров - были объявлены в розыск.

Кровавый след "Стрелка": за что приговорили к смертной казни преступника в Павлодаре

- В первые же часы после совершения преступления был введен специальный план операции по задержанию преступников, - рассказал позже автору этих строк начальник службы криминальной полиции УВД Павлодарской области (на момент интервью казахстанская милиция была уже переименована в полицию - авт.) Виктор Коваленко. - Работники полиции отработали 350 адресов возможного местонахождения убийц нашего товарища. Все соседние области республики и Российской Федерации также проводят специальные операции по розыску преступников. В ходе оперативно-розыскных мероприятий нашими сотрудниками добыты дополнительные доказательства преступной деятельности этой криминальной группы в течение двух лет. Также выявлены и раскрыты другие преступления, совершенные этими же лицами. Установлено, что на них в общей сложности висит около 10 уголовных преступлений, в числе которых - убийство, грабежи, разбои, кражи… Но практически все они остались безнаказанными. Надеемся, что виновные в этом понесут наказание.

В процессе розыска мы установили лиц, с которыми подозреваемые встречались после нападения на оперативников. Выявлены адреса, где они ночевали. Розыскники идут по их следам. Задержание скрывающихся - дело времени, - сказал Виктор Коваленко.

Следствие выяснило, что ранее, 20 сентября 1997 года около трех часов ночи Нурбай Байтасов в павлодарском шоу-баре "Аврора" придрался по незначительному поводу к одному из предпринимателей, тоже занимавшемуся боксом (ему показалось, что тот с ним небрежно поздоровался). Вывел его на улицу и там ударил в лицо. А когда тот ответил ему, то на него набросились сразу несколько друзей Байтасова. Избив парня до потери сознания, затолкали его в багажник автомашины и привезли в загородный коттедж. Там еще добавив побоев руками и металлическим прутом, связали руки, перетянули рот проволокой и бросили в подвал. Через несколько часов туда приехал Нурлан Сатиев. Вместе с Байтасовым и другими сообщниками они потребовали от избитого 200 тысяч тенге. Сказали, мол, ты - коммерсант, должен делиться с нами. При этом к боку и шее несчастного приставили пистолеты. Понимая, что его реально могут убить, парень пообещал отдать эти деньги. Но, оказавшись на свободе, позвонил своему брату, который приехал к нему домой с работниками милиции. Избитый предприниматель после этого десять дней пролежал в больнице. Он назвал стражам порядка имена и фамилии захвативших его бандитов, но их никто не стал искать. Почему - мы узнаем позже.

Спустя два месяца Нурлана Сатиева задержали у знакомого, где он скрывался. А в ночь с 31 декабря на 1 января 1998 года в одной из квартир удалось повязать Амирова. Брат Нурлана Сатиева - Бекжан - был задержан в мае 1998 года в Алматы и этапирован в Павлодар по подозрению в соучастии в нападении на милиционеров в больнице скорой медицинской помощи.

Криминальная четверка: как дерзким налетчикам удавалось уходить от сыщиков

Еще одного из участников банды - Нурбая Байтасова застрелили полицейские в Алматы. Это случилось ровно год спустя после убийства Асылбека Бижанова. Находившийся в розыске Байтасов возвращался с девушкой из казино, сидя за рулем Nissan Maxima.

Видимо, он вел машину не очень уверенно, потому что милицейский патруль попытался ее остановить. Однако водитель иномарки не подчинился стражам закона, и машина на большой скорости стала отрываться от преследования. Но далеко уйти ей не удалось - авто врезалось в дерево. Байтасов выпрыгнул из нее и стал отстреливаться из боевого пистолета, бросил в преследователей гранату. Когда он пытался перелезть через забор, один из патрульных "срезал" его автоматной очередью. Спасти раненого не удалось. Спустя несколько месяцев оперативники задержали остальных участников преступной группировки.

Под покровительством служителей закона

Может, их нашли бы быстрее. Но, судя по всему, у них были хорошие связи с работниками правоохранительных органов, медицинскими работниками и криминальными структурами не только в Павлодаре, но и других городах Казахстана. Иначе как Амиров, осужденный ранее за изнасилование к пяти годам лишения свободы, смог после оглашения приговора спокойно уйти из зала суда и скрыться? (Судья якобы забыл вызвать конвой). И, находясь под подпиской о невыезде, вновь совершать преступления. И как его друг Байтасов успел в Алматы приобрести пистолет с двумя обоймами, две гранаты и автомашину Nissan Maxima? И почему полицейские не искали виновных в похищении предпринимателя, его избиении и вымогательстве у него денег?

На суде также выяснилось, что замначальника Ильичевского РОВД давно был знаком с Нурланом Сатиевым и его другом Алдияром Айдаровым, они вместе отдыхали в сауне, которая принадлежала главарю криминальной боксерской группировки по кличке "Моржиха". И за это страж порядка оказывал приятелям кое-какие услуги.

Так, 19 октября 1997 года у них как раз был банный день, и около четырех часов утра эти двое привезли замначальника РОВД домой. А через несколько часов Сатиев опять навестил стража порядка и рассказал об инциденте в областной больнице. Попросил разведать обстановку и "отмазать" Амирова, которого забрала полиция.

Правда, когда замначальника РОВД, которого привезли к месту преступления, узнал о том, что натворили здесь его приятели, испугался последствий и заявил им, чтобы они "разбирались сами". Однако затем он был включен в состав следственно-оперативной группы по расследованию этого преступления, при этом общался с Нурланом Сатиевым и никаких мер для его поимки не предпринял.

А в марте 1998 года было возбуждено уголовное дело в отношении начальника Бюро судебно-медицинских экспертиз Павлодарской области, заведующего отделом этого бюро и главного терапевта департамента здравоохранения области по признакам статьи 187 Уголовного кодекса - заведомо ложное заключение. Все трое обвинялись в том, что, вступив в преступный сговор, дали ложное заключение о состоянии здоровья Байтасова и Сатиева. На основании этих заключений оба обвиняемых были освобождены из-под стражи и продолжили преступную деятельность. Что интересно, на суде эксперты признали ошибочность своих заключений и были освобождены от уголовного наказания.

Поэтому членов группировки продолжали бояться даже после их задержания. Хирург, которого они избили в операционной облбольницы, сразу же после этого инцидента взял очередной отпуск и уехал, и потом его с большим трудом удалось вызвать на заседание суда по делу Нурлана Сатиева. Вообще в первые дни из пяти потерпевших на процесс явились только двое вызванных, а из 90 свидетелей - всего трое.

Более полутора лет в заточении находился павлодарский школьник

Что интересно, во время процесса некий Летунов, знакомый братьев Сатиевых, вдруг решил взять вину на себя, заявив, что это он стрелял в полицейских. Однако проверка показала, что он не знает ни где находится палата, в которой произошел смертельный инцидент, ни как стрелял преступник, ни где были в это время остальные участники убийства. И следствие, а затем и суд решили, что "признание" он сделал либо из чувства ложного товарищества, либо под давлением друзей, обвиняемых в этом преступлении.

Возмездие

Нурлан Сатиев был признан виновным в совершении убийства милиционера, ранении другого стража порядка и еще ряда преступлений, в том числе с применением огнестрельного оружия. Суд приговорил его к высшей мере наказания. Он вины своей не признал и после вынесения приговора подал апелляцию в Верховный суд. В ней Сатиев вместе с адвокатом заявляли, что в деле нет достаточных доказательств его вины в инкриминируемых ему преступлениях. Однако показания выжившего оперативника Талгата Сембаева, одного из больных и других очевидцев, которые легли в основу обвинительного заключения, показались судьям неоспоримыми. Высший судебный орган страны согласился с приговором областного суда - определить Нурлану Сатиеву смертную казнь - расстрел. Рахат Амиров обвинялся в хулиганстве и побеге. Но к его сроку присоединили пять лет лишения свободы, назначенные ему ранее за изнасилование, и он в общей сложности получил десять лет.

Остальные участники этой группировки, задержанные позднее, также получили максимальные сроки наказания.

P.S. Убитого милиционера коллеги до сих пор не забывают. В школе, где учился Асылбек Бижанов, была установлена мемориальная доска, материалы о погибшем сотруднике милиции хранятся в музее истории и боевой славы департамента полиции Павлодарской области.

Лента новостей
0