04:00 19 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD386.77
  • EUR427.26
  • RUB6.00
Казахстанский кинорежиссер Адильхан Ержанов

Покоритель Канн Адильхан Ержанов: культура умрет без авторского кино

© AFP 2019 / Anne-Christine Poujoulat
Культура
Получить короткую ссылку
Лев Рыжков
54740

На Каннском фестивале в программе "Особый взгляд" был показан фильм "Ласковое безразличие мира" казахстанского режиссера Адильхана Ержанова. Адильхан – не новичок на престижных международных фестивалях. Пять лет назад именно на бульваре Круазетт состоялась премьера его фильма "Хозяева". Тогда фильм получил ряд призов в основной программе

Дозвониться Адильхану в Канны, к сожалению, не было никакой возможности. Связь была не по-европейски плохая, да и режиссер забегался по фестивальным мероприятиям. Зато после возвращения самый известный независимый режиссер Казахстана рассказал Sputnik о своей новой работе, любви без денег и перспективах отечественного кинематографа на международном уровне.

Язык кино не нуждается в переводе

— Удалось ли вам искупаться в Средиземном море?

— Год во всем мире нынче прохладный. Не купался! Но и было не до того. У меня минутки свободной не оказалось.

Было очень много встреч, профессиональных обсуждений и форумов — помимо собственно показа. Все встречи были полезные и важные — это же центр мирового кино!

— Кто приехал в Канны вместе с вами?

— Прежде всего моя супруга Инна Смаилова. Она ваша коллега — кинокритик. Также со мной были актриса Динара Бактыбаева и продюсер Серик Абишев.

Кинорежиссер Адильхан Ержанов и актриса Динара Бактыбаева
© AFP 2019 / Anne-Christine Poujoulat
Кинорежиссер Адильхан Ержанов и актриса Динара Бактыбаева

— Как публика принимала "Ласковое безразличие мира"? Мешал ли зрителям языковой барьер?

— Фильм принимали очень тепло. Я снова убедился, что язык кино — универсальное средство, он понятен всем, не взирая на географические, культурные и ментальные особенности.

Лучше, чем шум

— Чем ваш новый фильм, представленный в Каннах, отличается от "Ночного бога", который вы показывали на Московском международном кинофестивале?

— "Ночной бог" был про страх, а "Ласковое безразличие мира" — про любовь.

Кадр из фильма Ночной Бог
Кадр из фильма "Ночной Бог"

— Какова его сюжетная завязка? И, главное, какое сообщение фильм несет зрителю?

— Это частная история двух молодых людей, у которых есть идеалы, но нет средств. И лейтмотивом фильма становится вопрос: что важнее — честь или выгода? Я, конечно, упрощаю. Но мне кажется это — архиважнейший вопрос нашей эпохи. Кто-то выбирает воровство и взяточничество, мелкие шкурные интересы, а кто-то — идеалы. Таких людей меньшинство, но именно они делают историю.

Кадр из фильма Адильхана Ержанова
© Photo : из архива Адильхана Ержанова
Кадр из фильма Адильхана Ержанова

— В "Ночном боге" вы уводите мысль зрителя в такие закоулки сознания, куда никто обычно ходить не любит. Я действительно очень многое понял о страхе. Но что нового вы сказали о любви? И что такое, по-вашему, любовь?

— Это нравственность. Прежде всего. Это чувство выше, чем простое биологическое влечение людей друг к другу. Любовь и есть то самое чистое, что еще теплится в каждом человеке. Возврат к утраченной чистоте, порой невозможный, и есть то самое чувство. Это чувство рождает нетерпимость к несвободе и ограниченности.

— Когда вы снимали этот фильм, случались ли какие-то интересные ситуации на съемочной площадке? Может быть, что-то шло не так?

— Я всегда стараюсь все предусмотреть до съемок. Если возникают сложности, то просто переношу съемки. Но если замысел не меняется – то можно и поимпровизировать. В зависимости от обстоятельств.

На съемочной площадке фильма Адильхана Ержанова
© Photo : из архива Адильхана Ержанова
На съемочной площадке фильма Адильхана Ержанова

— В новом фильме есть такие импровизации?

— Разве что сцена погони. Снимать ее мы решили без вертолетов и перестрелок. Общий план вдоль столбов на обочине степной дороги, тишина — и вдруг стрельба, но едва слышная. Мне кажется, тишина лучше, чем шум.

— Когда "Ласковое безразличие мира" покажут в Казахстане? Будет ли прокат?

— Надеюсь, что в сентябре. Но это пока совершенно не точно. Что-то может измениться. Но, надеюсь, земляки увидят этот фильм.

Откажут – сниму сам

— Несомненно, ваши каннские премьеры – это заслуга и Казахской национальной академии искусств им. Т.К. Жургенова, где вас учили снимать кино. Какой главный урок вам преподала ваша альма-матер?

— Главное, что дали мне преподаватели в Жургеновке — возможность мыслить свободно, ошибаться, но идти своим путем. Мне повезло с преподавателями — они не давили своим авторитетом, а выводили каждого ученика на свою дорогу. Моими замечательными учителями были Бауыржан Ногербек, Александр Нилов, Раушан Оспанова, Маргарита Соловьева, Дамир Манабай, Талас Умурзаков и другие люди, которым я очень признателен.

— Открылись ли какие-то новые перспективы и возможности для национального авторского кино в связи с вашими фестивальными успехами?

— Мне кажется, нет. Все по-прежнему: кто любит деньги – тот снимает на заказ, кто любит кино — снимает авторские фильмы. Ничего не поменялось.

— Что ценного несет в себе именно авторское кино? Почему нельзя пренебрегать им в угоду коммерческим фильмам?

— На самом деле все очень просто. До сих пор во всем мире нашу культуру узнавали во многом именно через авторское кино. Есть авторское кино, значит, есть и культура. Нет авторов — нет и культуры. С этим спорить бессмысленно, хотя дискуссии постоянно возникают.

— А какие смыслы вы вкладываете в определение "авторское кино"?

— Авторское кино рождается тогда, когда автор не ограничивает себя цензурой. Моральной, эстетической, политической, коммерческой… Ведь несвободного искусства не бывает. Несвободное искусство — это оксюморон.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Над историей девочки-мигрантки, которая хочет учиться в казахстанской школе и получить гражданство. Но сначала ей надо перебороть свою неграмотность и сопротивление родни. Вполне патриотическая история на самом деле. Я даже подал заявку в Минкульт. Надеюсь, они пришлют хотя бы отказ, не заставят ждать.

Если откажут — сниму сам. Все ОК.

По теме

Кем были герои Великой Отечественной, о которых сняты фильмы
Казахстанский "Золотой глобус": названы лучшие отечественные фильмы
Все фильмы 2017 года - за 8 минут
Эвакуация под обстрел фашистов: как Алма-Ата стала домом для мэтров кино
Абдрашев: население надо приучать ходить в кино с казахской "озвучкой"
Теги:
режиссер, кино, Каннский кинофестиваль, Адильхан Ержанов
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik