НПП "Атамекен": главная проблема ЕАЭС – низкая конкурентоспособность

© Sputnik / Игорь Зарембо / Перейти в фотобанкТаможня. Архивное фото
Таможня. Архивное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Одной из главных проблем бизнеса стран – участниц Евразийского экономического союза остается низкая конкурентоспособность производимых товаров, считает заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана "Атамекен" Дана Жунусова.

АСТАНА, 12 авг – Sputnik. Одной из главных проблем бизнеса стран – участниц Евразийского экономического союза остается низкая конкурентоспособность  производимых товаров, считает заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана "Атамекен" Дана Жунусова.

"Если говорить масштабно, одной из основных и существенных проблем бизнеса, как стран Союза в целом, так и Казахстана в частности, является низкий уровень конкурентоспособности производимой им продукции на рынке ЕАЭС и третьих стран", — сказала Жунусова, отвечая на вопросы агентства Sputnik о проблемах функционирования казахстанского бизнеса в условиях ЕАЭС.

Вместе с тем, напомнила она, для повышения конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем рынке и на рынках третьих стран Договором о ЕАЭС предусмотрен инструмент таможенно-тарифного регулирования, который может позволить снизить себестоимость конечного выпускаемого продукта.

"Так, в отношении товаров, ввозимых и ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. На сегодняшний день, по инициативе казахстанской стороны, Евразийской экономической комиссией было принято 9 решений об изменении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении 11 товарных позиций, в частности, в отношении диоксида титана, полиэтилена в гранулах черного цвета, морских паромов", — продолжила зампред правления НПП.

По ее словам, для расширения перечня этих товаров необходима большая активность участников внешнеэкономической деятельности в инициировании подобных мер. "В конце концов, данные решения направлены, в большей степени, в интересах предпринимателей для развития бизнеса", — подчеркнула Жунусова.

Санкции бьют по транзиту

Еще одной глобальной проблемой для Казахстана в рамках ЕАЭС представительница правления Нацпалаты считает ограничения по транзиту товаров, связанные с санкционным режимом, который действует в России на протяжении последних лет.

"Для Казахстана, с учетом нашего географического положения, наиболее чувствительной остается транспортная отрасль. Второй год не решаются вопросы с транзитом казахстанских грузов через территорию России, которые включены в санкционный список Российской Федерации. Использование при перевозке товаров альтернативных путей водного транспорта также на сегодняшний день невозможно, ввиду затягивания процесса согласования Договора о судоходстве", — заметила Жунусова.

Помимо этого, для казахстанского бизнеса проблемным остается вопрос доступа на рынок государственных закупок стран Союза.

"Проблемами являются согласование и отработка процедурных моментов уполномоченных органов, касающихся автоматического допуска лиц стран ЕАЭС к закупкам, признание необходимых документов, а также исключение дискриминационных подходов при проведении конкретных видов закупок", — пояснила она.

Не решен также вопрос о доступе казахстанской алкогольной продукции на рынки России и Белоруссии. "Несмотря на создание ЕАЭС, во взаимной торговле также сохраняются барьеры, ограничивающие экспорт казахстанской алкогольной продукции в Российскую Федерацию и Республику Беларусь", — констатировала эксперт.

Она отметила, что представители бизнеса надеются: решение указанного вопроса будет достигнуто после подписания Соглашения о регулировании алкогольного рынка и Соглашения о гармонизации ставок акцизов на алкоголь. "Однако проекты указанных соглашений, ввиду разногласий сторон, до сих пор не принимаются", — посетовала Жунусова.
Едиными стали не все рынки экономического союза

"В настоящее время в рамках ЕАЭС уже функционирует единый рынок товаров, предполагающий свободное их перемещение. Отмена таможенного, фитосанитарного, ветеринарного и иных видов контроля, кроме пограничного, на внутренних границах способствует ускорению товародвижения, позволяет бизнесу экономить время, снижать издержки. Вместе с тем на сегодня пока сохраняются определенные секторы, где до сих пор нет единых рынков. Таких секторов немного, но это существенный объем нашей торговли", — продолжает эксперт.

По ее словам, речь идет о рынках лекарств и медицинских изделий, алкоголя, табака, автомобилей, нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии. "Но по указанным товарам между нашими странами достигнуты конкретные договоренности. В частности, мы рассчитываем, что общий фармацевтический рынок заработает до конца 2016 года, рынок электроэнергии начнет работу в 2019 году, нефти и газа – не позднее 2025 года", — подчеркнула Жунусова.

Она напомнила, что идея евразийской интеграции была выдвинута Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и подчеркнула, что уже сегодня можно с уверенностью сказать" у Союза "есть прочный фундамент, построенный на крепких взаимоотношениях и нацеленности на интенсивное развитие". "Одним из главных преимуществ этого объединения не только для Казахстана, но и для всех его участников, является равноправная система принятия решений. Такой подход, по нашему мнению, является гарантией взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества", — считает Жунусова.

Расширение ЕАЭС – благо для потребителя

При этом зампред правления НПП убеждена, что расширение юрисдикции ЕАЭС, в том числе – и за счет создания зон свободной торговли с третьими странами, является благом для потребителей стран-участниц Союза. В качестве примера Жунусова привела взаимодействие с Вьетнамом, с которым уже заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли.

"Либерализация условий доступа товаров стран ЕАЭС на рынок Вьетнама повысит конкурентоспособность уже поставляемых в республику отечественных товаров, а также создаст условия для поставок новой продукции, которая до снижения или отмены ввозных таможенных пошлин была недостаточно конкурентоспособна по цене, — говорит она. – С другой стороны, благодаря либерализации доступа вьетнамских товаров на рынок ЕАЭС снизятся потребительские цены на эти товары, и они станут более доступными для конечного потребителя".

К таким товарам представительница НПП относит тропические фрукты, орехи, овощи, соусы и приправы, спортивные костюмы, куртки, спортивная обувь и другие товары народного потребления. Одновременно, по ее словам, экспортеры и производители стран ЕАЭС получат уникальную возможность эксклюзивных условий доступа на вьетнамский рынок в отношении таких товаров, как мясо птицы, ставка таможенной пошлины на которую будет снижена с 20% до 0% в течение 5 лет, алкогольной продукции (ставка таможенной пошлины будет снижена с 10% до 0% в течение 10 лет), автомобильных шин (ставка таможенной пошлины будет снижена с 5-30% до 0% в течение 5 лет).

Помимо этого, производители ЕАЭС смогут поставлять на вьетнамский рынок автобусы (ставка таможенной пошлины будет снижена с 30-40% до 0% в течение 10 лет) и легковые автомобили (снижение с 50-70% до 0% в течение 10 лет). "По данным Евразийской экономической комиссии, к настоящему моменту с предложением заключить соглашение о свободной торговле с ЕАЭС обратились более 30 стран и региональных объединений, — напоминает Жунусова. — На сегодняшний ведутся неформальные консультации с Исламской Республикой Иран, работы  по формированию директив на переговоры с Израилем, Сербией, а также изучается целесообразность заключения соглашений о ЗСТ с Египтом, Индией, Сингапуром. Формирование зон свободной торговли является весьма полезным инструментом для развития внешнеэкономической деятельности. Заключения таких соглашений позволяют устранить излишние барьеры в торговле, но в то же время сохранить механизмы для защиты отечественных отраслей", — заключает она.

Лента новостей
0