01:22 19 Января 2018
Прямой эфир
Архивное фото самолета Ан-74 на Харьковском заводе-изготовителе

Казахстан-Украина: первым делом самолеты

© Sputnik / Владимир Первенцев
Экономика
Получить короткую ссылку
64340

Скандал со срывом поставки самолета из Украины в Казахстан, за который казахстанская сторона заплатила уже 15 миллионов долларов, пока затих. В ноябре 2016 года истекает новый срок, установленный сторонами для поставки АН-74 в Астану. Но будет ли исполнен контракт так и не ясно...

АСТАНА, 7 окт — Sputnik, Полина Корн. Казахстан пока решил не расторгать договор с Украиной на постройку самолета, Харьковский завод-изготовитель обещал поставить АН-74 в Астану в ноябре 2016 года, сообщил Sputnik заместитель Главнокомандующего Национальной гвардией по технике и вооружению Сагатбек Нурахметов.

Так, можно сказать, если не закончился, то точно "поставлен на паузу" разгоревшийся было казахстанско-украинский конфликт из-за постройки самолета ценой без малого 30 миллионов долларов.

Небо, самолет, денежка

Началась эта история в феврале 2014 года, когда воинской частью 3656 Национальной гвардии Казахстана был заключен договор с Харьковским государственным авиационным производственным предприятием на изготовление и поставку одного самолета Ан-74Т-200А, а также обучение авиационного персонала.

Стоимость самолета составила 29 миллионов 580 тысяч  долларов США, в том числе цена за переобучение летного и инженерно-технического составов – 420 тысяч долларов. Договор должен был быть исполнен в октябре 2015 года, то есть уже ровно год украинский самолет должен "бороздить просторы" казахстанского неба, причем управлять им должны были наши казахстанские пилоты. И все казалось бы шло хорошо: согласно условий договора в 2014 году воинская часть оплатила поставщику 15 миллионов долларов или почти 50% стоимости всего контракта. 25% составил авансовый платеж, еще 25% были оплачены после подписания промежуточного акта о выполнении работ по изготовлению самолета. Летный и инженерно-технический состав из Казахстана в 2014 году прошли полный курс теоретического переобучения на харьковском предприятии, за что было оплачено более 200 тысяч долларов.

Однако к установленному сроку договор не был исполнен полностью, строившийся для Казахстана в Харькове самолет имел 85-процентную готовность и долететь в таком виде до Астаны не имел никакой возможности. За ненадлежащее исполнение договорных обязательств воинская часть 3656 Нацгвардии Казахстана подала исковое заявление в хозяйственный суд Харьковской области о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Во всем виноват форс-мажор

До истечения срока действия договора, а это 31 декабря 2015 года, украинской стороной было представлено экспертное заключение торгово-промышленной палаты Украины о возникновении форс-мажорных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению условий договора. И хотя прямо об истоках этого форс-мажора нигде не говорится, из украинских и российских СМИ стало известно, что речь идет о невозможности поставок на Украину ряда авиационных приборов и деталей, которые изготавливаются в России.

БТР Барыс 8х8
Минобороны Казахстана
Обострившиеся в последние два года отношения двух стран разорвали налаженные производственные отношения, в итоге украинское авиастроение оказалось, если не "с одним крылом", то, как показывает контракт с Казахстаном, "85-процентной готовности".

Проиграло ли от этого украинское предприятие? Строго говоря — нет. Ведь в соответствии с действующим законодательством, в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, поставщик освобождается от ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств. А в соответствии с заключенным между казахстанской воинской частью и украинским заводом срок исполнения обязательств по договору откладывается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и ликвидации их последствий.

24 декабря 2015 года казахстанской воинской частью было заключено дополнительное соглашение с Харьковским авиационным заводом о продлении срока поставки самолета до ноября 2016 года. И уже после достижения этой договоренности украинским судом в удовлетворении иска нашим военным было отказано.

"В настоящее время речь не идет о расторжении договора, так как самолет практически готов — у него 85% готовности. Более того от Харьковского авиационного завода  и Государственного концерна Укроборонпром поступили гарантийные письма об имеющихся предпосылках по успешному завершению строительства самолета", — говорится в ответе на запрос Sputnik, подписанном заместителем Главнокомандующего Национальной гвардией по технике и вооружению Сагатбеком Нурахметовым.

О каких именно предпосылках идет речь осталось тайной, видимо, военной. Так же тайной является и механизм возврата заплаченных Казахстаном украинскому предприятию 15 миллионов долларов, в случае если изготовитель все-таки не сможет выполнить своих обязательств.

До "часа Х", о котором говорится в гарантийных письмах, остались считанные дни, а летать на самолете 85-процентной готовности наши летчики, думается, все-таки еще не научились…

 

 

Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Запуск портала anticorruption.kg

    Секретариат Совбеза Кыргызстана запустил специальный интернет-портал, где граждане напрямую смогут сообщать о случаях коррупции.

  • Неформальная встреча глав государств СНГ, архивное фото

    Таджикистан детально рассказал о Концепции председательства в СНГ – в Москве прошло первое в году заседание комиссии по экономическим вопросам.

  • Пожар в автобусе на трассе Самара-Шымкент

    В результате пожара в пассажирском автобусе в Казахстане погибли более 50 граждан Узбекистана, только пятерым удалось выбраться из горящего салона.

  • Продукция мясоперерабатывающего предприятия, фото из архива

    Россельхознадзор дал разрешение нескольким азербайджанским компаниям на поставки своей продукции в Россию, одна из них занимается торговлей кониной.

  • Российский эксперт, военный обозреватель газеты Комсомольская правда, полковник Виктор Баранец

    Известный военный обозреватель Виктор Баранец рассказал радио Sputnik Беларусь о новациях в области современных вооружений и последних разработках военпрома.

  • Заседание суда по рассмотрению ходатайства следствия об аресте подозреваемого в хищении денежных средств у В. Этуша

    Бывшего председателя Нацбанка Абхазии Даура Барганджия освободили из-под стражи - его задержали в 2017 году после того, как актер Владимир Этуш обвинил его в мошенничестве.

  • Армяно-грузинская граница

    Гражданина Грузии, разыскиваемого в Российской Федерации, задержали на армяно-грузинской границе.

  • Полиция Германии

    Выходца из Грузии и его супругу обвиняют в разбойном нападении и убийстве 59-летнего мужчины в Германии.

  • Флаг НАТО

    Экс-президент Латвии Валдис Затлерс разразился газетной статьей, в которой менторским тоном объяснил Финляндии, как ей обороняться от России.

  • День независимости Литвы, архивное фото

    Литва готовится с помпой отметить 100-летие Акта о независимости – патриотов республики призывают скинуться на флажки.

  • Георгиевская ленточка

    Гражданину Молдовы запретили въезд на Украину за то, что в автомобиле мужчины была Георгиевская ленточка и предметы с российской символикой.

  • Мультифункциональный спортивный центр Sõle

    Сданный осенью 2017 года спорткомплекс в Таллинне лишился своего крытого футбольного стадиона – навес над полем обвалился из-за непогоды.

  • Правительство Южная Осетия

    При администрации главы Южной Осетии создана рабочая группа по обеспечению проведения на территории республики выборов президента России.

  • Запуск портала anticorruption.kg

    Секретариат Совбеза Кыргызстана запустил специальный интернет-портал, где граждане напрямую смогут сообщать о случаях коррупции.

  • Пожар в автобусе на трассе Самара-Шымкент

    В результате пожара в пассажирском автобусе в Казахстане погибли более 50 граждан Узбекистана, только пятерым удалось выбраться из горящего салона.