Токаев: конфискация имущества должна быть недвусмысленной

© Public DomainСуд, молоток, книги
Суд, молоток, книги - Sputnik Казахстан
Подписаться
Спикер сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев считает, что необходимо законодательно исключить случаи конфискации имущества бизнесменов за правонарушения и преступления, не связанные с их предпринимательской деятельностью

АСТАНА, 24 фев — Sputnik. Спикер сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев считает, что необходимо законодательно исключить случаи конфискации имущества бизнесменов за правонарушения и преступления, не связанные с их предпринимательской деятельностью.

В ходе парламентских слушаний "О законодательном обеспечении защиты прав и интересов бизнеса" в пятницу председатель сената отметил, что в национальное законодательство страны уже внесены поправки, улучшающие положение предпринимателей. Но, по его оценке, работы в этой сфере еще много, поскольку законы, регулирующие отношения бизнеса и государства, пока далеки от совершенства.

Двусмысленная конфискация

Самым ярким примером такого несовершенства являются случаи конфискации имущества бизнесменов по делам, не связанным с их предпринимательской деятельностью. "В принципе, наше законодательство запрещает конфискацию собственности, заработанной законным путем и не являющейся средством достижения преступных целей. Но на деле, как мы видим, суды выносят прямо противоположные решения, порождающие обоснованные подозрения относительно отъема и передела собственности. Свое веское слово в защиту собственности граждан должна сказать Генеральная прокуратура", — заявил Токаев.

Судья Верховного Суда РК Кайрат Мами - Sputnik Казахстан
Мами: семье Кайрата Жамалиева вернули часть конфискованного имущестива
По его убеждению, если правонарушение предпринимателя, в том числе и уголовного характера, не было связано с предпринимательской деятельностью, то его собственность должна оставаться неприкосновенной. "Преступник должен нести наказание за конкретные преступления. Его собственность, в том числе бизнес и имущество, не может становиться предметом дележа посторонними лицами. Какой-либо двусмысленности тут не должно быть, коль мы живем в правовом государстве", — подчеркнул спикер сената.

Он также отметил, что число преступлений, совершенных в сфере экономики в 2016 году, снизились наполовину, при этом уменьшение количества преступлений, связанных с лжепредпринимательством, составило свыше 60 процентов.

"В рамках реализации недавнего послания президента нам следует продолжить законодательную работу по декриминализации преступлений в экономической сфере, следует вдумчиво подходить к применению санкций за правонарушения в предпринимательской деятельности. Нужно по-новому посмотреть на статью Уголовного кодекса о лжепредпринимательстве, которая зачастую слишком широко трактуется, нанося ущерб интересам большого круга предпринимателей", — сказал Токаев.

МСБ не приживается и не развивается

Архивное фото Кашаганского морского месторождения нефти в Каспийском море на западе Казахстана - Sputnik Казахстан
Три кита ВВП: Кашаган, обработка и инфраструктура
Недостаточная правовая защищенность бизнеса, по мнению председателя верхней палаты парламента, приводит к тому, что в экономике Казахстана по-прежнему доминирует крупный бизнес, представленный преимущественно нефтяным и горно-металлургическим секторами. То есть шанс на всестороннее развитие получают те представители бизнеса, которые могут позволить себе содержать большой штат юристов, способных отбиться от контролирующих и следственных органов.

Малый же и средний бизнес, оставаясь наедине с госорганами, не выживает. Либо даже намеренно не развивается, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. "То есть говорить о реальной диверсификации экономики пока не приходится, — констатировал Токаев. — А вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны не превышает 25%. Он в основном задействован в сферах торговли и сельского хозяйства. В развитых же странах сектор МСБ является основной экономики и обеспечивает более 50% ВВП", — заметил он.

По мнению спикера сената, в стране требуется переориентация государственного контроля и надзора с "выявления и наказания" на "профилактику и предупреждение", создание условий для развития саморегулирования бизнеса.

Налоговый Кодекс Казахстана - Sputnik Казахстан
Султанов: новый налоговый кодекс не станет дуршлагом
"У нас почти 40% малого и среднего бизнеса заняты торговой деятельностью, поэтому для стимулирования производственного бизнеса именно в перспективных для государства сферах, поддержку предпринимательства целесообразно дифференцировать, предусмотрев более привлекательные условия для тех, кто занимается производством. Это касается и налогообложения, — продолжил он. — Заслуживает поддержки намерение правительства упростить Налоговый кодекс, сделать его простым и удобным для предпринимателей. Такую работу сенат законодательно поддержит", — заключил Токаев.

Найдем и накажем, примерно и системно!

В ответ на эти замечания министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов сообщил, что его ведомством в прошлом году уже были выявлены "грубые, системные нарушения законодательства со стороны государственных органов и операторов программ государственной поддержки" в отношении бизнесменов. К наиболее распространенным из них глава экономического ведомства отнес проверки с нарушением порядка извещения о них и порядка привлечения к административной ответственности по результатам этих проверок.

"Так, только четырьмя госорганами допущено 2 231 правонарушение, из них 49% приходится на нарушения, связанные с неуказанием в актах о назначении проверки проверяемых требований, 35% — на ненадлежащее составление актов о результатах проверки, 7% — на проведение проверки без вручения либо несвоевременного вручения акта о назначении проверки, — сообщил Сулейменов. — Еще десятью регулирующими госорганами допущено более 1 500 фактов нарушений прав предпринимателей при рассмотрении их заявлений о выдаче разрешений. Из них 48% составляют нарушения срока выдачи отказов в связи с представлением заявления неполного перечня документов, 14% — несоблюдение сроков выдачи либо отказа в выдаче разрешительных документов, 10% — нарушение порядка выдачи разрешительных документов", — добавил он.

Архивное фото Бакытжана Сагинтаева - Sputnik Казахстан
Радио
Сагинтаев поручил наказать виновных чиновников за скрытый рэкет
По его словам, по выявленным административным и системным барьерам, требующим внесения изменений и дополнений в законодательство,  в уполномоченные государственные органы направлены соответствующие предложения. В отношении руководителей государственных органов, допустивших вышеуказанные нарушения, составлено 46 протоколов об административных правонарушениях, по которым привлечено к дисциплинарной ответственности 41 должностное лицо.

Правда, стало ли от этого легче бизнесу, министр не упомянул. Зато пообещал, что его ведомством совместно с заинтересованными госорганами и НПП "Атамекен" до конца марта будет завершена ревизия государственных контрольно-надзорных функций, по результатам которой будут внесены в правительство предложения по их сокращению. Видимо, после этого можно будет вернуться к разговору о том, насколько бизнесу стало легче дышать: в прошлом году разрешительную систему в Казахстане сократили наполовину, однако проблем у бизнеса, судя по всему, меньше в сфере разрешений не стало.

Лента новостей
0