16:01 23 Января 2018
Прямой эфир
Архивное фото флагов стран-участниц ЕАЭС

Что тормозит развитие ЕАЭС – мнение

© Sputnik / Таалайбек Ороскулов
Экономика
Получить короткую ссылку
Евразийский экономический союз (70)
12410

За последние месяцы в ЕАЭС проявились проблемы, которые серьезно тормозят работу организации. Прежде всего, неготовность стран-участниц признавать приоритет решений исполнительного органа ЕАЭС – Евразийской экономической комиссии. Все склонны развивать двусторонние отношения с РФ, а не отдавать даже часть своего суверенитета наднациональным органам

Иннокентий Адясов, политэксперт — для Sputnik

Нефтегазовый барьер на пути интеграции

Нефтегазовый спор между Москвой и Минском периодически вспыхивает с давних времен, он возник еще до формирования Евразийского экономического союза.

Казалось, что с созданием этого интеграционного объединения спорные вопросы о цене на газ и объемах российских поставок нефти в Беларусь будут решаться быстрее и эффективнее. Но выяснилось, что относительно определения цен на нефть у каждого свое видение.

Так, Беларусь предложила установить цену нефти для поставок между странами-членами ЕАЭС не выше стоимости, рассчитанной на основе котировок международных ценовых агентств, минус затраты на поставки нефти вне ЕАЭС и на экспортные пошлины.

Российское Минэнерго сразу выступило против, так как это означало бы регулирование цен. В договоре же ЕАЭС заложено, что цены на углеводороды должны быть основаны на рыночных принципах.

Казахстан также считает, что цены на нефть должны формироваться на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции. Противоречия объяснимы — Россия и Казахстан нефть продают, а Беларусь покупает.

С самого начала Россия отказалась от возврата вывозной пошлины на нефть, из которой Беларусь на двух своих НПЗ производит нефтепродукты. И экспорт нефтепродуктов стал одной из крупнейших статей экспорта РБ.

Последние месяцы российско-белорусские отношения были серьезно осложнены спором о долге Минска за полученный российский газ (хотя формально долг образовался не перед российским "Газпромом", а перед его белорусской дочерней компанией "Газпром трансгаз Беларусь").

Российская сторона считала, что Минск должен ориентироваться на двусторонние межправительственные соглашения между Россией и Беларусью (они не предусматривали автоматическую привязку цен на газ к сильно упавшим ценам на нефть).

Белорусская сторона настаивала на закрепленном, в том числе и в документах ЕАЭС, принципе равнодоходности цен на газ.

После встречи президентов РФ и РБ Владимира Путина и Александра Лукашенко было официально заявлено, что разногласия между сторонами преодолены.

РБ погасит долг в размере 720 миллионов долларов перед "Газпром трансгаз Беларусь" из тех средств, которые будут выделены ей в долг Россией, а российская сторона возобновит в полном объеме поставки нефти в РБ. В 2018 году цены на газ (точнее, формула их определения) должны быть пересмотрены.

Важно, что стороны подтвердили свое намерение запустить в рамках ЕАЭС в 2024 году единый рынок газа.

Хотя 31 мая 2016 года члены Высшего Евразийского экономического совета утвердили концепцию формирования общего рынка газа ЕАЭС к 2025 году. То есть Москва и Минск хотят ускорить формирование единого рынка газа ЕАЭС на год. Удастся ли это сделать? Пока четкого ответа нет.

Среди препятствий самое существенное, пожалуй, следующее: в настоящий момент цены на газ устанавливаются в соответствии с положениями межправительственных соглашений. Возникает вопрос: можно ли сохранить предусмотренный в этих соглашениях механизм ценообразования?

Этот вопрос касается не только российско-белорусских отношений, но и отношений с Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном.

Если общий рынок газа к 2024 году будет создан, контроль над ценообразованием на нем полностью будет функцией ЕЭК, а не национальных правительств стран-участниц.

Будет ли расширяться ЕАЭС?

Давно известно, что любые интеграционные объединения устойчивы, если число потребителей внутри такого объединения составляет не менее 300 миллионов человек.

Пока ЕАЭС не дотягивает до этой цифры.

Непонятны перспективы присоединения к ЕАЭС Таджикистана, хотя Душанбе был членом ЕврАзЭС — предтечи нынешнего экономического союза.

Официальный Душанбе называет целый ряд проблем, которые мешают присоединению: компенсация неизбежных краткосрочных потерь в части таможенных пошлин; оказание поддержки в сфере технического регулирования; реорганизация таможенного ведомства; реализация транзитного потенциала Таджикистана в отношениях с Китаем и Афганистаном в рамках ЕАЭС; решение вопроса правового статуса пограничья и таможенного администрирования совместной границы Таджикистана и Кыргызстана и т.д.

Заинтересованность в этом присоединении со стороны ЕАЭС также неоднозначна.

Так что вряд ли стоит говорить о скором вступлении в ЕАЭС Душанбе.

Было много разговоров о возможном придании Молдове некого статуса наблюдателя при ЕАЭС (хотя непонятно, в чем этот статус заключается).

Как следствие, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян и президент Молдовы Игорь Додон подписали 3 апреля меморандум о сотрудничестве.

Додон подчеркнул, что меморандум не противоречит подписанным ранее Кишиневом соглашениям с ЕС и позволит обеспечить баланс в отношениях с западными партнерами.

Но сразу же последовала реакция молдавского премьера Павла Филипа: без ратификации парламентом РМ подписанный меморандум — "просто бумага, не имеющая юридической ценности".

Так что говорить о возможном активном сотрудничестве между ЕАЭС и Молдовой пока тоже не приходится.

Есть ли возможность активизировать интеграционные процессы в ЕАЭС?

Безусловно, есть, но при одном крайне важном условии — все страны-участницы ЕАЭС должны реально отнести вопросы интеграции внутри этого объединения к своим экономическим и политическим приоритетам.

Иначе, к сожалению, ЕАЭС окажется в перманентом кризисе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Темы:
Евразийский экономический союз (70)
Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Коровы на ферме. Архивное фото

    Президент Кыргызстана посоветовал гражданам республики покупать больше коров, чтобы не становиться трудовыми мигрантами.

  • Курган-Тюбе, архивное фото

    Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал постановление о переименовании ряда городов, районов и селений, в том числе города Курган-Тюбе

  • Землетрясение

    В восемнадцати километрах от столицы Узбекистана произошло землетрясение – эпицентр толчков располагался в соседнем Казахстане.

  • Генрих Мхитарян

    Лондонский "Арсенал" восторженно поприветствовал Генриха Мхитаряна на своем официальном сайте и страничках в социальных сетях.

  • Последствия спецоперации в столице Грузии

    Силовики Грузии задержали еще одного подозреваемого в связи с боевиками, уничтожением которых в ноябре спецназ занимался почти сутки

  • Газовая конфорка, архивное фото

    Почему Евросоюз не смог добиться цели и снизить зависимость от российского газа, рассказал постпред России при ЕС Владимир Чижов.

  • Литовские военные, архивное фото

    Литовские военнослужащие-ополченцы устроили драку на американской военной базе Хоэнфельс в Германии в ходе учений "Союзнический дух".

  • Олимпийский парк в Пхенчхане

    В Национальном олимпийском комитете Молдовы назвали имена двух спортсменов, завоевавших право представить республику на Олимпийских играх.

  • Nordea.

    Из-за нерегулируемости и неустойчивости рынка криптовалют крупнейший банк Северных стран Nordea запретил торговать ими.

  • Горы

    Спасатели Северной Осетии успешно провели поисковые работы на вершине горы Тарская, где с маршрута сбились два жителя Владикавказа.

  • Коровы на ферме. Архивное фото

    Президент Кыргызстана посоветовал гражданам республики покупать больше коров, чтобы не становиться трудовыми мигрантами.

  • Землетрясение

    В восемнадцати километрах от столицы Узбекистана произошло землетрясение – эпицентр толчков располагался в соседнем Казахстане.