22:35 22 Февраля 2018
Прямой эфир
Электрокар Tesla

Почему казахстанцы считают электрокар бесполезной игрушкой

© AFP 2018/ Stan Honda
Экономика
Получить короткую ссылку
195531

В Казахстане продажи электромобилей в первом полугодии выросли более чем на 100%, и такой рост не кажется чем-то феноменальным на фоне углубляющегося экономического кризиса

АСТАНА, 17 июл — Sputnik, Катерина Клеменкова. Около тысячи электромобилей катаются сейчас по дорогам Казахстана. Спрос на "машины нового поколения" в Казахстане ничтожен, но все же есть и год от года растет.

Нурсултан Назарбаев протестировал электромобиль казахстанской сборки в Костанае
Видео предоставлено Телерадиокомплексом Президента Республики Казахстан
Но что мешает казахстанцам быть в тренде и обзавестись "зеленым" автомобилем, и действительно ли Казахстан проявит заботу об экологии, если все пересядут на электрокары?

Согласно статистике, в 2015-2016 годах на первичный учет было поставлено 67 электрокаров. В 2015 году владельцами автомобилей на электричестве стали 32 человека, в 2016 году — 35. За полгода 2017-го владельцами новеньких электрокаров стали еще 19 человек. Если сравнивать первое полугодие 2016 года и первое полугодие 2017-го, то продажи электрокар выросли на… 110%.

Как в Европе, но по-казахстански

На днях Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром" отчитался о росте продаж электромобилей.

По итогам первого полугодия в Казахстане было зарегистрировано 19 новых легковых автомобилей на электрической тяге, против 9 проданных годом ранее. При этом 11 машин приходится на модели Tesla Motors (модели X и S).

Кроме дорогущих Tesla, казахстанцы купили четыре электромобиля Nissan Leaf и по одному экземпляру четырех разных брендов: KIA Soul EV, JAC iEV6S, Renault Twizy и LADA Vesta EV. Эксперты считают такой результат вполне обычным.

"Европа заявляет о том, что через 10-15 лет вообще собирается запрещать автомобили с обычными двигателями внутреннего сгорания. Рано или поздно мы тоже будем проходить путь автомобильной "электрификации страны", не через 10 лет, конечно, но постепенно количество "электричек" будет расти", — считает председатель Автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков.

Со 2 сентября прошлого года по август 2017 года на территории Казахстана, России и Беларуси действует нулевая пошлина на импорт легковых автомобилей, оснащенных электродвигателем. Ставка утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию в Казахстане электрокара старше 1 года составляет 50% от аналогичной платы за технику на традиционном топливе. Кроме того, электромобили освобождены от уплаты транспортного налога на территории республики.

Тем не менее, как считают в Казавтопроме, действующие льготы не стали стимулом для заметного роста спроса на автомобили, оснащенные электрическим силовым агрегатом.

"Машины нового поколения" остаются экзотическим продуктом в люксовом сегменте казахстанского автомобильного рынка. Их стоимость варьируется от 23 тысяч долларов до 115 тысяч долларов в зависимости от марок.

"Продажи и в Казахстане, и на гораздо более емком рынке России исчисляются десятками единиц. При этом более половины спроса приходится на премиальные модели. Электромобили сегодня представляют собой экзотическую нишу в сегменте люксовых моделей, — рассказывает председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром" Олег Алфёров. − А все потому, что наша республика не располагает большими финансовыми ресурсами на потребительские субсидии для покупателей электромобилей, как это происходит в Европе. Хотя эти "костыли", предлагаемые национальными правительствами индустрии электромобилестроения, вызывают все больше тревог и разочарований. Достаточно взглянуть на опыт Дании, где с отменой льгот продажи электромобилей в начале года обрушились десятикратно и фактически остановились".

В общем, "бум" спроса на электромобили в Западной Европе, США, Китае целиком обеспечен колоссальными льготами и субсидиями, финансируемыми государством. В Казахстане же развитие электромобильности идет по инициативе частного бизнеса при действующем уровне господдержки – от пилотного выпуска электромобилей на казахстанских автозаводах до запуска в Астане первой универсальной зарядной станции.

По мнению Алфёрова, Казахстану такой путь и нужен.

"В условиях Казахстана наиболее разумным и устойчивым представляется естественный, органический сценарий роста этого сегмента автоиндустрии, не требующий вливания государственных ресурсов, — говорит он и аргументирует, — ведь у нас еще и климатические условия, и протяженность расстояний, и низкая плотность населения Казахстана, что вкупе не благоприятствуют массовому развитию электромобильности".

Tesla в Казахстане — это не про экологию!

В общем, электромобили у нас являются чем-то вроде очень-очень дорогой и немного бесполезной игрушки, так как эксплуатация их в суровых казахстанских реалиях не очень-то проста и комфортна.

Недавно в Астане начала работу первая универсальная зарядная станция, позволяющая обслуживать электромобили 13 брендов. В период проведения ЭКСПО-2017 электрозарядка будет производиться бесплатно, а потом за деньги, но не это пугает "тесловодов".

"Даже с ростом доступности электромобили останутся транспортом, предназначенным для крупных мегаполисов с высокой плотностью населения, — говорит Алфёров. — А потребность в передвижении на обширные расстояния, вероятнее всего, будут покрывать автомобили на углеводородном или иных альтернативных видах топлива".

Так зачем те немногие казахстанцы, ставшие владельцами электрокаров, покупают эти, казалось бы, не практичные машины в наших условиях.

"Посмотрите, что покупают? Казахстанские любители "электричек" почти все "тесловоды"! А Tesla — это стильно, модно, престижно, или говоря проще "дорого-богато". Ну, и по техническим характеристикам — это очень хороший автомобиль! Пара недостатков — цена и отсутствие инфраструктуры не останавливают местных мажоров… Это люксовый автомобиль с характеристиками спорткара. Об экологии, как мне кажется, покупатели электрокаров думают отнюдь не в первую очередь… Да и вопрос экологичности "электричек" достаточно спорный. Если мне не изменяет память, то около 80-90% нашей электроэнергии вырабатывается от сжигания угля и мазута. Так где здесь забота об экологии? Да, и вопрос утилизации литий-ионных батарей тоже не праздный"…

Согласно научному мнению, аккумуляторные литий-ионные батареи являются мощным загрязнителем окружающей среды. Производство и утилизация такой машины наносят "скрытый ущерб" экологии и здоровью людей, намного превышающий вред от привычных двигателей внутреннего сгорания.

А в нашей стране к тому же нет мощностей для утилизации содержащих ядовитые компоненты аккумуляторов…

Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Мужчина с заграничным паспортом гражданина Кыргызской Республики в руках. архивное фото

    Новость о втором – казахстанском – гражданстве кыргызского депутата подняла вопрос о том, кто виноват, и кто должен проверять наличие двойного гражданства.

  • Врач в больнице, архивное фото

    В Таджикистане продолжает расти число отравившихся ядовитой мукой: один ребенок скончался, в больницах находятся 16 детей и 38 взрослых.

  • Журналисты на пресс-конференции

    Информационные службы госорганов Узбекистана теперь обязаны минимум один раз в месяц проводить встречи с представителями местных и зарубежных СМИ.

  • Сейсмографы

    На территории Армении с 15 по 21 февраля было зарегистрировано шесть землетрясений магнитудой от 0,5 до 2,5.

  • Библиотека

    Тбилисские библиотекари выступают против планов мэрии упразднить книгохранилища, находящиеся в плачевном состоянии, и сократить персонал.

  • Дом Артема Грудинина в элитном поселке Сели

    Корреспонденты Sputnik Латвия побывали в рижском пригороде, где, по данным СМИ, находится дом Артема Грудинина, сына кандидата в президенты России от КПРФ.

  • Флаги Литвы и Украины, архивное фото

    Председатель Верховной рады Украины Андрей Парубий назвал Литву главным союзником в борьбе с "российской агрессией".

  • Заседание экспертов рабочей группы по вопросам транспорта и дорожной инфраструктуры

    Представители Кишинева и Тирасполя провели встречу в рамках заседания рабочей группы по вопросам транспорта: что обсуждали стороны?

  • Керсти Кальюлайд

    Президент Эстонии Керсти Кальюлайд и главы других стран Балтии 3 апреля встретятся с президентом США Дональдом Трампом – темы беседы уже известны.

  • Дмитрий Медоев принял группу альпинистов-лыжников из Каталонии и Андорры

    Группа альпинистов-лыжников из Каталонии и Андорры, представители клуба Himalaiaski, совершили ряд высокогорных восхождений в Южной Осетии.

  • Мужчина с заграничным паспортом гражданина Кыргызской Республики в руках. архивное фото

    Новость о втором – казахстанском – гражданстве кыргызского депутата подняла вопрос о том, кто виноват, и кто должен проверять наличие двойного гражданства.

  • Журналисты на пресс-конференции

    Информационные службы госорганов Узбекистана теперь обязаны минимум один раз в месяц проводить встречи с представителями местных и зарубежных СМИ.