22:43 22 Ноября 2017
Прямой эфир
Электрокар Tesla

Почему казахстанцы считают электрокар бесполезной игрушкой

© AFP / Stan Honda
Экономика
Получить короткую ссылку
193531

В Казахстане продажи электромобилей в первом полугодии выросли более чем на 100%, и такой рост не кажется чем-то феноменальным на фоне углубляющегося экономического кризиса

АСТАНА, 17 июл — Sputnik, Катерина Клеменкова. Около тысячи электромобилей катаются сейчас по дорогам Казахстана. Спрос на "машины нового поколения" в Казахстане ничтожен, но все же есть и год от года растет.

Нурсултан Назарбаев протестировал электромобиль казахстанской сборки в Костанае
Видео предоставлено Телерадиокомплексом Президента Республики Казахстан
Но что мешает казахстанцам быть в тренде и обзавестись "зеленым" автомобилем, и действительно ли Казахстан проявит заботу об экологии, если все пересядут на электрокары?

Согласно статистике, в 2015-2016 годах на первичный учет было поставлено 67 электрокаров. В 2015 году владельцами автомобилей на электричестве стали 32 человека, в 2016 году — 35. За полгода 2017-го владельцами новеньких электрокаров стали еще 19 человек. Если сравнивать первое полугодие 2016 года и первое полугодие 2017-го, то продажи электрокар выросли на… 110%.

Как в Европе, но по-казахстански

На днях Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром" отчитался о росте продаж электромобилей.

По итогам первого полугодия в Казахстане было зарегистрировано 19 новых легковых автомобилей на электрической тяге, против 9 проданных годом ранее. При этом 11 машин приходится на модели Tesla Motors (модели X и S).

Кроме дорогущих Tesla, казахстанцы купили четыре электромобиля Nissan Leaf и по одному экземпляру четырех разных брендов: KIA Soul EV, JAC iEV6S, Renault Twizy и LADA Vesta EV. Эксперты считают такой результат вполне обычным.

"Европа заявляет о том, что через 10-15 лет вообще собирается запрещать автомобили с обычными двигателями внутреннего сгорания. Рано или поздно мы тоже будем проходить путь автомобильной "электрификации страны", не через 10 лет, конечно, но постепенно количество "электричек" будет расти", — считает председатель Автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков.

Со 2 сентября прошлого года по август 2017 года на территории Казахстана, России и Беларуси действует нулевая пошлина на импорт легковых автомобилей, оснащенных электродвигателем. Ставка утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию в Казахстане электрокара старше 1 года составляет 50% от аналогичной платы за технику на традиционном топливе. Кроме того, электромобили освобождены от уплаты транспортного налога на территории республики.

Тем не менее, как считают в Казавтопроме, действующие льготы не стали стимулом для заметного роста спроса на автомобили, оснащенные электрическим силовым агрегатом.

"Машины нового поколения" остаются экзотическим продуктом в люксовом сегменте казахстанского автомобильного рынка. Их стоимость варьируется от 23 тысяч долларов до 115 тысяч долларов в зависимости от марок.

"Продажи и в Казахстане, и на гораздо более емком рынке России исчисляются десятками единиц. При этом более половины спроса приходится на премиальные модели. Электромобили сегодня представляют собой экзотическую нишу в сегменте люксовых моделей, — рассказывает председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром" Олег Алфёров. − А все потому, что наша республика не располагает большими финансовыми ресурсами на потребительские субсидии для покупателей электромобилей, как это происходит в Европе. Хотя эти "костыли", предлагаемые национальными правительствами индустрии электромобилестроения, вызывают все больше тревог и разочарований. Достаточно взглянуть на опыт Дании, где с отменой льгот продажи электромобилей в начале года обрушились десятикратно и фактически остановились".

В общем, "бум" спроса на электромобили в Западной Европе, США, Китае целиком обеспечен колоссальными льготами и субсидиями, финансируемыми государством. В Казахстане же развитие электромобильности идет по инициативе частного бизнеса при действующем уровне господдержки – от пилотного выпуска электромобилей на казахстанских автозаводах до запуска в Астане первой универсальной зарядной станции.

По мнению Алфёрова, Казахстану такой путь и нужен.

"В условиях Казахстана наиболее разумным и устойчивым представляется естественный, органический сценарий роста этого сегмента автоиндустрии, не требующий вливания государственных ресурсов, — говорит он и аргументирует, — ведь у нас еще и климатические условия, и протяженность расстояний, и низкая плотность населения Казахстана, что вкупе не благоприятствуют массовому развитию электромобильности".

Tesla в Казахстане — это не про экологию!

В общем, электромобили у нас являются чем-то вроде очень-очень дорогой и немного бесполезной игрушки, так как эксплуатация их в суровых казахстанских реалиях не очень-то проста и комфортна.

Недавно в Астане начала работу первая универсальная зарядная станция, позволяющая обслуживать электромобили 13 брендов. В период проведения ЭКСПО-2017 электрозарядка будет производиться бесплатно, а потом за деньги, но не это пугает "тесловодов".

"Даже с ростом доступности электромобили останутся транспортом, предназначенным для крупных мегаполисов с высокой плотностью населения, — говорит Алфёров. — А потребность в передвижении на обширные расстояния, вероятнее всего, будут покрывать автомобили на углеводородном или иных альтернативных видах топлива".

Так зачем те немногие казахстанцы, ставшие владельцами электрокаров, покупают эти, казалось бы, не практичные машины в наших условиях.

"Посмотрите, что покупают? Казахстанские любители "электричек" почти все "тесловоды"! А Tesla — это стильно, модно, престижно, или говоря проще "дорого-богато". Ну, и по техническим характеристикам — это очень хороший автомобиль! Пара недостатков — цена и отсутствие инфраструктуры не останавливают местных мажоров… Это люксовый автомобиль с характеристиками спорткара. Об экологии, как мне кажется, покупатели электрокаров думают отнюдь не в первую очередь… Да и вопрос экологичности "электричек" достаточно спорный. Если мне не изменяет память, то около 80-90% нашей электроэнергии вырабатывается от сжигания угля и мазута. Так где здесь забота об экологии? Да, и вопрос утилизации литий-ионных батарей тоже не праздный"…

Согласно научному мнению, аккумуляторные литий-ионные батареи являются мощным загрязнителем окружающей среды. Производство и утилизация такой машины наносят "скрытый ущерб" экологии и здоровью людей, намного превышающий вред от привычных двигателей внутреннего сгорания.

А в нашей стране к тому же нет мощностей для утилизации содержащих ядовитые компоненты аккумуляторов…

Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Самолет Boeing 787 Dreamliner, фото из архива

    Зачем Азербайджан тратит миллиарды на самолеты, суда и поезда, и как это позволит транспортной отрасли стать одной из самых значимых в экономике.

  • Арматура, архивное фото

    Министерство торговли США намерено инициировать ввод огромных пошлин на импорт продукции сталелитейного производства из Беларуси, России и ОАЭ.

  • Оскар Труман

    О том, как живет в Абхазии один из немногочисленных потомков эстонских переселенцев Оскар Труман, читайте в материале Sputnik Абхазия.

  • Военная каска

    Причиной гибели трех и ранения одного военнослужащего армянской армии стал взрыв противотанковой мины в ходе проведения инженерных работ.

  • Спецоперация в столице Грузии

    В Тбилиси проходят очередные показательные учения личного состава сил специальных операций, заявляют власти в ответ на панику в социальных сетях.

  • Экс президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга

    В Латвию нельзя пускать людей из государств, которые априори настроены против балтийской страны, заявила экс-президент Вайра Вике-Фрейберга.

  • Полки супермаркета с продуктами, архивное фото

    Комиссия сейма разбирается в поставках продуктов питания, худших по качеству, чем аналогичные в богатых странах ЕС. На ковер вызвана экс-глава Минсельхоза.

  • Мария Кэрэуш

    Бывшая замминистра финансов Молдовы Мария Кэрэуш оказалась на скамье подсудимых по обвинению в коррупции.

  • Утилизация автомобильных покрышек

    Государственная энергетическая компания Эстонии сообщает об успешном завершении отработки технологии переработки старых автопокрышек в жидкое топливо.

  • 100 дней Анатолия Бибилова

    Президент Южной Осетии рассказал депутатам парламента о подробностях своего визита в Россию и о соглашениях с главным стратегическим партнером.

  • Насилие над детьми в КР

    В Кыргызстане от домашнего насилия страдают 57 процентов детей, сообщил замглавы представительства детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

  • Приготовление пищи

    Авиаперевозчик Uzbekistan airways введет новые блюда бортового питания – сурхандарьинский салат, кокандский шашлык, люля-кебаб по-бухарски. Про плов ни слова.