Шок-ситуация: инфляцию в Казахстане определяет опрос 1,5 тысячи человек

© AFP 2024 / JOEL SAGET Монеты в продуктовой корзине, иллюстративное фото
Монеты в продуктовой корзине, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Опросы населения об ожидаемом уровне роста цен с января 2016 года проводит для Нацбанка компания «GfK Казахстан». Результаты этих исследований воспринимаются регулятором как истина в последней инстанции.

АСТАНА, 19 окт — Sputnik, Катерина Клеменкова. Опросы населения об ожидаемом уровне роста цен с января 2016 года проводит для Нацбанка компания "GfK Казахстан". Результаты этих исследований воспринимаются регулятором как истина в последней инстанции.

Как узнают "мнение большинства"

Опрос, который отражает мнение жителей всего Казахстана, проводится путем 20-минутного телефонного интервью, в которых ежемесячно принимает участие 1 500 респондентов. Как пояснил Виталий Тутушкин, выборка охватывает взрослых людей разных возрастных групп. Однако на вопрос, по какому принципу отбираются респонденты, случайным образом или нет, директор департамента исследований и статистики НБРК ответить затруднился. 

Покупатель в супермаркете, архивное фото - Sputnik Казахстан
Казахстанцы меньше думают о росте цен
"Мы не смотрим на то, как они получают информацию. Это компания, которая не просто так берет список телефонов, а имеет научные методы, о которых я не могу рассказать в деталях потому, что не специалист в этом вопросе. Судя по той информации, которую поставляют нам, у них выборка отражает структуру населения как по полу, так и по возрасту, то есть это не только мужчины и не только женщины. Географическое распределение участников опросов также разнообразно – это и города Астана, Алматы и все областные центры", — пояснил Тутушкин. 

Он добавил, что, скорее всего, ежемесячно опрашивают больше чем 1,5 тысячи человек, но в исследование попадают ответы только 1,5 тысячи, то есть тех, кто удовлетворяет требованиям по выборке.

Пол, возраст, национальность, занятость

"Мне лично звонили и анкетировали, поэтому я могу  из собственного опыта рассказать, как все проходит", — предложил Тутушкин. 

По его словам, анкетирование проходит не анонимно. С самого начала разговора интервьюеры уточняют полную информацию о человеке: пол, возраст, национальность, занятость и пр. 

Деньги в кулаке, архивное фото - Sputnik Казахстан
Акишев прокомментировал информацию об "аресте средств Нацфонда"
"Позвонили, собрали сведения обо мне, занесли в анкету. Я сказал, что заказчик этого опроса и спросил, могу ли отвечать, мне ответили, что имею право", — рассказал Тутушкин.

Затем интервьюеры задают вопросы о ценах и потребительских настроениях и предлагают несколько вариантов ответов на выбор. К примеру, могут спросить, как, по вашему мнению, росли цены на продукты за последний месяц? И предложить четыре варианта ответа: "быстрее, чем раньше",  "также", "медленнее" или "вообще не росли".  

Так управляют инфляцией

Эти ежемесячные опросы помогают Нацбанку управлять инфляцией – регулятор учитывает их в принятии решений по денежно-кредитной политике.

"Конечно, прямое применение ответов не всегда позволяет применять их в рамках кредитно-денежной политики, поэтому  на основе получаемых ответов осуществляется расчет: мы приводим качественные ответы к количественной оценке ожиданий. И это дает хорошую картину ощущений потребителей", — сказал Виталий Тутушкин.

Стопки монет, архивное фото - Sputnik Казахстан
Прогноз курса тенге на 16 - 20 октября
Как выяснилось, благодаря опросам GfK, инфляционные ожидания населения Казахстана чуть меньше реальной инфляции, определяемой Нацбанком. Народ, как и регулятор, считает, что цены за год могут вырасти не более чем на 7%-6,5%. Именно такой уровень инфляции уже определили казахстанцы, участвовавшие в опросах, на сентябрь следующего 2018 года.

Стоит сказать, что регулятор оценивает работу GfK весьма положительно, абсолютно доверяет результатам и намерен продолжать заказывать опросы в следующем году.

"У нас по правилам в случае наличия положительной практики с поставщиком мы имеем право закупать услуги из одного источника", — заключила начальник отдела защиты прав потребителей финансовых услуг Национального Банка Ксения Калиева. 

Лента новостей
0