17:51 17 Декабря 2017
Прямой эфир
Биржа, фондовый рынок

Экономические реформы в Казахстане: на что делает ставку Астана

© Sputnik / Анатолий Устиненко
Экономика
Получить короткую ссылку
33121

Заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Елена Кузьмина рассказала об основных экономических показателях Казахстана

Елена Кузьмина для Sputnik

Взлеты и падения экономики Казахстана

В 2000-2007 годах темпы экономического роста Казахстана были одними из самых высоких в мире — более 10%. Затем рост был прерван перманентным мировым и региональным кризисами.

Индекс физического объема ВВП при определенных колебаниях рос и достиг в 2016 году своего максимума в 219,5% по сравнению с 1991 годом (133,1 миллиарда долларов в текущих ценах). Соответственно рос и ВВП на душу населения, увеличившись в 2016 году в семь раз по сравнению с показателем 2000 года (7 510 долларов). Для сравнения: ВВП на душу населения в России за тот же год — 8 748 долларов.

Изменилась за период независимости и структура ВВП. В основном за счет сокращения сельского хозяйства — с 26,7 до 24,8%, роста доли сферы услуг — с 28,7 до 61,8%. Доля промышленности, достигнув в 2000 году 40,1%, до 2010-го имела стабильные показатели. Но с 2011 года начинается ее значительное сокращение, и в наиболее сложном 2015-м она составляла лишь 32,5%, в 2016-м происходит небольшой рост до 33,5%.

Это связано со структурой казахстанской промышленности, где преобладает добывающая промышленность (углеводороды и металлы), которая наиболее подвержена мировой конъюнктуре. Обрабатывающие отрасли промышленности по объему производства хоть и выросли более чем в два раза с 2000 по 2015 год, но не достигли уровня 1991 года: 42,7 и 88,8% соответственно.

Транзит — главная надежда

Для преодоления существующих проблем в экономике Казахстан делает акцент на несколько направлений.

Используя свое транзитное положение, интенсивно развивает транспортную инфраструктуру, обеспечивающую межрегиональные и международные экономические связи, а также сокращает долю транспортной составляющей в производственных издержках.

Для этого работает ряд государственных программ. В рамках "Нового Шелкового пути" (2012) запущен пилотный контейнерный поезд по маршруту Ухань (КНР) — Падубице (Чехия).
Государственная программа по развитию транспортной инфраструктуры до 2020 года (2013) предусматривает внедрение национальных стандартов качества услуг пассажирских перевозок, авто- и железнодорожных вокзалов, аэродромов. Уже построены автомагистрали Астана — Караганда — Алматы, Астана — Павлодар — Усть-Каменогорск, Алматы — Капчагай — Усть-Каменогорск.

Реконструируются шесть международных коридоров. Предусматривается строительство новых железнодорожных линий протяженностью 2 300 километров, а также электрификация существующих железнодорожных участков (1 400 километров). Одной из задач программы является увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в два раза, а к 2050 году — в десять раз.

Программа Новой экономической политики "Нұрлы жол" (2014) акцентирована на авто- и железнодорожные проекты, создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны с увеличением терминальных мощностей в "сухих" и морских портах Китая, Ирана, России и стран ЕС. Общая сумма инвестиций составит почти 32,5 миллиарда долларов, из них доля государства лишь 4,8 миллиарда долларов.

По индексу эффективности логистики Казахстан лидирует среди стран СНГ, заняв в 2016 году 77-е место в мировом рейтинге среди 160 стран.

Как взбодрить промышленность

Государство стремится к более быстрому и эффективному развитию промышленного производства. У руководства страны серьезную обеспокоенность вызывали слабая межотраслевая и межрегиональная интеграция, старение основных фондов (кроме нефтегазовой и горно-металлургической отраслей), низкая инновационность экономики.

Для преодоления этих диспропорций с начала нулевых годов были приняты и работали ряд программ развития: "Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы", программа "30 корпоративных лидеров", включающая в себя поддержку инвестиционных проектов и производств в несырьевых секторах экономики, программы технологического развития республики и развития науки, Концепция индустриально-инновационного развития с перспективой до 2030 года и развития финансового сектора в посткризисный период.

Проведена налоговая реформа для возможностей модернизации и диверсификации экономики, а также выхода бизнеса из тени. Новый Налоговый кодекс позволил снизить общую нагрузку для несырьевых секторов экономики.

С 2010 года действует государственная Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР), в которой к приоритетным отраслям развития отнесены: черная и цветная металлургия, нефтепереработка, нефтегазохимия, агрохимия, производство продуктов питания, химикатов для промышленности, автотранспортных средств и их двигателей, электрооборудование, сельскохозяйственной и железнодорожной техники, производство машин и оборудования для горнодобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, строительных материалов, а также отрасли мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего.

Стратегия "Казахстан-2050" (2012) предполагает новую экономическую политику в сфере макроэкономической, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, индустриализации и развития инфраструктуры, недропользования, управления государственными активами.

В программе "100 шагов" (2015), рассчитанной на десять лет, предполагается модернизация государственного аппарата для сокращения его коррупции и создания транспарентного подотчетного государства. Другой блок предполагает реформу законодательства для усиления подотчетности судей и формирование Международного арбитражного центра в Астане.

В области индустриализации и экономического роста предполагаются создание современной инфраструктуры — транспортной, энергетической и финансовой, развитие агропромышленного комплекса, инновационных производств и совершенствование системы образования.

Объявленный президентом Казахстана в начале 2017 года курс "Модернизация 3.0.", предполагает курс на дальнейшую широкомасштабную технологическую модернизацию экономики с развитием экспортных производств. При этом также будет активизирована работа над улучшением бизнес-среды.

Из центра или на местах?

Программы развития четко прописывают и направление на создание баланса между централизацией и либерализацией условий экономического развития. Это особо хорошо видно на либерализации экономического блока законодательства и, соответственно, изменении международных рейтингов Казахстана в ведении бизнеса.

С 2000 года РК стала постепенно, хоть и медленно, повышать свои рейтинги. В списке глобальной конкурентоспособности за 2016 год страна занимает 42-е место среди 140 стран. В 2016 году, по оценке Фонда Нeritage, индекс экономической свободы вырос по причине совершенствования фискальной, денежно-кредитной и инвестиционной свобод. Он составил 69 баллов из 100, что поставило казахстанскую экономику на 42-е место среди 178 стран.

С точки зрения рейтинга, переход к рыночной экономике был ровным, но необходимы дальнейшие реформы: улучшение инвестиционного и торгового режимов, сокращение подчиненности судебной системы исполнительной власти. При этом упрощены процедуры передачи объектов недвижимости и ее регистрации. Финансовая система стабильна, но правительство субсидирует сельское хозяйство и вводит регулирование цен на топливо. Нетарифные барьеры препятствуют импорту сельскохозяйственной продукции: государственные закупки помогают отечественным производителям. При этом по индексу восприятия коррупции страна находится на 131-м месте из 177 стран, поднявшись в рейтинге только за 2016 год сразу на девять позиций.

Таким образом, создание полномасштабной транзитной системы создает возможности диверсификации национальной экономики и ее встраивания в мировую экономическую систему. Меры по индустриализации должны способствовать укреплению экспортного потенциала страны и дальнейшей стабилизации экономики. В сочетании с вхождением в Евразийский союз и ВТО это может принести стране ощутимые экономические выгоды. 

Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik

  • председатель Общественного совета при Государственной миграционной службе АР Азер Аллахверанов

    В среднем в течение месяца в Азербайджане выявляется около двух тысяч человек, которые незаконно остаются или работают в республике.

  • Замок на ноутбуке, архивное фото

    Министерство информации Беларуси решило ограничить доступ к информационному сайту "Белорусский партизан".

  • Учения военнослужащих ЮВО

    Российские специалисты радиоэлектронной борьбы ЮВО в Абхазии провели более 60 тактико-специальных учений по постановке радиопомех противнику.

  • Серж Саргсян на встрече с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом в Брюсселе

    Армении нужно держать ухо востро: чего Еревану ждать от НАТО рассказал политический обозреватель Sputnik Армения Арман Ванескегян.

  • Грузинское вино, сладости и фрукты

    Винный сектор Грузии ждут изменения - представители индустрии должны максимально включиться в процесс реформирования, считает Минсельхоз.

  • Латвийская почта

    Центр госязыка Латвии начал проверку в связи с жалобой пользователя Twitter на то, что сотрудница почты отказалась говорить с ним по-латышски.

  • Пульт от телевизора, архивное фото

    Сейм Литвы рассмотрит предложение об обязательном переводе на литовский теле- и радиопрограмм и фильмов, созданных на языках, не являющихся официальными в ЕС.

  • Демограф Ольга Гагауз

    Как остановить миграцию, и какие меры необходимо предпринять правительству, чтобы приостановить массовый отток трудоспособного населения за рубеж.

  • Сергей Ермаков, эксперт Российского института стратегических исследований

    Увеличение призыва в Эстонии усилит напряженность в регионе – эксперт прокомментировал планы Таллинна снизить требования к здоровью новобранцев.