08:02 07 Июля 2020
  • RUB5.72
Здоровье
Получить короткую ссылку
272 0 0

Метаболический синдром повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета

АСТАНА, 30 авг — Sputnik. Ученые Балтийского федерального университета имени И. Канта (БФУ) и Томского национального исследовательского медицинского центра сделали важный шаг в изучении метаболического синдрома, выявив ряд определяющих его полиморфизмов (мутаций генов), сообщила пресс-служба БФУ.

Метаболический синдром — комплекс нарушений, проявляющийся в ожирении и повышенном давлении. Он повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета, а зачастую и летальных последствий.

"Изучение молекулярных механизмов метаболического синдрома сегодня особо важно ввиду его распространенности и роста заболеваемости ожирением", — рассказала заведующая Лаборатории иммунологии и клеточных биотехнологий БФУ Лариса Литвинова.

Авторы статьи в International Journal of Obesity (журнал издательского дома Nature) изучили, как на метаболический синдром влияет генетика, сравнив группы из здоровых людей и больных шизофренией, поскольку у тех синдром встречается гораздо чаще.

Внимание ученых привлек ген NOS3, ответственный за синтез азота в организме. Дело в том, что у пациентов с метаболическим синдромом его производство нарушается, делая невозможной нормальную работу кровеносных сосудов.

"Мы нашли связь между полиморфизмом — заменой звена нуклеотидной цепи T-786C в NOS3 — и показателями метаболического синдрома: высоким уровнем глюкозы и кровяным давлением, концентрацией холестерина и триглицеридов в крови", — сообщила Лариса Литвинова.

По ее словам, полиморфизм T-786C определяется регуляцией уровня холестерина. Притом для больных шизофренией он играет особую "защитную" роль, нейтрализуя повреждающие молекулярные вещества за счет усиленного синтеза плазматических нитритов.

Помимо T-786C, ученые описали два других полиморфизма NOS3, повышающие риск нарушения обмена веществ у здоровых людей. Они подчеркивают важность дальнейших исследований для "победы" над метаболическим синдромом с помощью генной инженерии.

Ученые нашли у человека новый "микроорган"