12:52 22 Апреля 2019
Прямой эфир
  • USD379.29
  • EUR426.40
  • RUB5.93
Больница

Действуй, медсестра: зачем Казахстану реформа сестринской помощи?

© Sputnik / Владислав Воднев
Здоровье
Получить короткую ссылку
5426101

Как в Казахстане проходит модернизация системы сестринской помощи и что это даст в конечном итоге пациентам, читайте в материале Sputnik Казахстан

АСТАНА, 4 окт — Sputnik, Ксения Воронина. Медицинскую сестру в больнице можно сравнить со стюардессой на борту самолета. Со стороны кажется, что они выполняют весьма простую работу — оказывают услуги "сервиса". Однако стюардесса или бортпроводник — персонал, который отвечает за безопасность и жизни пассажиров на воздушном судне. В свою очередь медицинская сестра занимается выхаживанием и реабилитацией пациентов — от ее действий также зависит здоровье и выживаемость пациентов.

На долю среднего и младшего медицинского персонала в больницах и поликлиниках приходится 80% медицинских услуг. Там, где нагрузка на врачей высокая, эту работу могли бы брать на себя квалифицированные медсестры.

Кроме того, модернизация системы здравоохранения, связанная с ростом числа населения и необходимости внедрения новых подходов к лечению, профилактике и реабилитацитации пациентов, предъявляет новые требования к уровню подготовки и компетенциям медицинских сестер.

Медработники с уровнем прикладного бакалавриата — новые боевые единицы, которые могут вести независимую сестринскую практику, то есть оценивать состояние пациента, наблюдать, ставить свой сестринский диагноз, консультировать и обучать пациента, а также заниматься научной деятельностью.

Когда медсестры "нового уровня" появятся в Казахстане?

В Казахстане уже готовят высококвалифицированных медсестер с усиленной практической базой. Пилотный проект новой модели сестринской службы был запущен с 2014 года совместно с экспертами университетов прикладных наук Финляндии JAMK и LAMK, а также Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), который помогает в подготовке патронажных медсестер.

Система сестринского образования интегрирована в европейское пространство в соответствии с международной практикой. Чтобы это стало возможным, министерство здравоохранения совместно с республиканским центром развития здравоохранения (РЦРЗ) и Союзом медицинских колледжей разработали программный документ, в соответствии с поручением президента Казахстан Нурсултана Назарбаева по вхождению республики в число 30 самых развитых государств мира. В том числе в нем указана необходимость приведения системы подготовки специалистов сестринского дела в соответствие с европейскими директивами.

Также соответствующие пункты предусмотрены госпрограммой "Денсаулык" и комплексным планом развития сестринского дела в Казахстане до 2019 года, "Дорожной картой проекта модернизации медицинского образования до 2019 года".

Начальник отдела медицинского образования Республиканского центра развития здравоохранения (РЦРЗ) Зауре Байгожина
© Foto : Из личного архива Зауре Байгожиной
Начальник отдела медицинского образования Республиканского центра развития здравоохранения (РЦРЗ) Зауре Байгожина

"Реформа в сестринском деле – это глобальная проблема, проблема мира. Это постарение населения, рост хронических заболеваний, больше становится пожилых, которые требуют к себе большего ухода со стороны медицинских сестер. Есть проблема дефицита врачей. Некоторые функции врачей могут взять на себя медсестры в рамках делегирования полномочий", — поясняет начальник отдела медицинского образования РЦРЗ Зауре Байгожина.

Результатом "пилота" стал первый выпуск 308 медсестер с уровнем прикладного бакалавра, которые уже приступили к работе в регионах Казахстана.

За что отвечает медсестра?

По "старой системе", в стационарах и поликлиниках работают медсестры, окончившие колледж в разные годы. В стационаре работает медсестра палатная, процедурная, перевязочная. Палатная медсестра распределяет раздачу лекарств, фиксирует давление, температуру. Процедурная медсестра делает инъекции, ставит системы. Перевязочная медсестра делает только перевязки. При этом нет ротации, медсестра делает одну и ту же работу в течение нескольких лет.

"Можно сказать, что в Казахстане нет надлежащей сестринской практики. Медсестра — помощник врача, но не партнер. Однако есть медучреждения, работающие по европейским стандартам. К примеру, "Центр материнства и детства", "Нейрохирургия", прошедшие международные стандарты JCI (Joint Commission International — мировой стандарт в области качества и безопасности для медицинских учреждений — Sputnik), и у них эта практика есть. Если в отделении шесть больных, медсестра, как и врач, от приема больного до выписки несет ответственность за пациента, заполняет отдельно сестринскую документацию. У них все централизовано, если есть отклонения, информирует врача. Врачи не могут и не должны обеспечивать ежечасное наблюдение. Это все на плечах медсестер" — отмечает Байгожина.

Коридор поликлиники
© Sputnik / Владислав Воднев
Коридор поликлиники
Однако в обычных больницах на каждую медсестру приходится в среднем по 13 человек. В таком случае медперсонал успевает только ставить капельницы, да давать лекарства. При этом постоперационным пациентам необходим ежечасный уход.

Чтобы повысить ответственность медсестер и одновременно обеспечить посильную нагрузку, разрабатывается сестринская документация, которой пока еще не существует. Внедряются стандарты сестринских услуг и тарифы. К примеру, в поликлинике и стационаре медсестры заполняют очень много документации, зачастую и за врачей, но эта услуга нигде не фиксируется и не оплачивается дополнительно.

Чем отличаются прикладные бакалавры от других медсестер?

Все указанные факты свидетельствуют о необходимости пересмотра всех уровней подготовки и образования медсестер.

"Если говорить о программе прикладного бакалавриата — это медсестры продвинутой практики, клиникоориентированные", — объясняет Байгожина.

Студенты на практике по сестринскому делу
© Sputnik / Владислав Воднев
Студенты на практике по сестринскому делу

Новая программа включает 4600 часов и рассчитана на 3,5 года. Из них 50% от общего количества часов студенты обучаются в клинике под наставничеством медсестер, которые там работают. На каждую медсестру приходится по три студента. Итого они получают 180 клинических часов в месяц.

Кроме того, предусмотрена возможность для поступления на прикладной бакалавриат практикующих медицинских сестер. Поскольку у них уже есть необходимый опыт работы с пациентами, они могут пройти ускоренный курс — 1,5 года. В настоящее время решается вопрос выделения грантов, поскольку обучение проводится очно, в дневное время, а это означает, что медсестре придется делать перерыв в работе.

"Карьерная лестница" медсестры

За время учебы студенты обязательно должны пройти практику в специализированных клиниках, по таким направлениям, как педиатрия, акушерство и гинекология, психиатрическая служба, сестринский уход, паллиативная помощь, хоспис.

"По классификатору у нас самый низкий уровень — это няньки-сиделки. Они готовятся 3 месяца. Следующий уровень – младшая медсестра и массажист по зрению. Младшая медсестра осуществляет простой уход: перестилание постели, смена белья, транспортировка и кормление. На четвертом уровне находится медсестра общей практики. Их готовят в медицинских колледжах. Они осуществляют базовый сестринский уход. Пятый послесредний уровень – прикладные бакалавры сестринского дела. Они осуществляют сестринский процесс независимо от врача, автономно, в рамках делегирования функций. Например, в поликлинике медсестры будут отвечать за скрининги, за динамическое наблюдение, проводить самостоятельный прием, отвечать за диспансеризацию, могут возглавлять школы здоровья", — рассказала представитель РЦРЗ.

Также по линии ЮНИСЕФ продвигается проект – универсальная прогрессивная модель сестринского дела и программа управления заболеваниями. Эти два направления тоже могут взять на себя прикладные бакалавры.

Есть и шестой уровень – академические бакалавры, или медсестры с высшим образованием. Их готовят университеты. Функционал такой же, как у прикладных бакалавров, но они также участвуют в разработке руководств, в организационных мероприятиях, занимаются исследованием и управлением сестринским процессом. Над ними – магистратура по сестринскому делу, преподавательская, исследовательская деятельность.

Последний уровень — докторантура по сестринскому делу. Чтобы реализовать эту программу нужен диссовет с уровнем PhD-докторантуры.

Где готовят прикладных бакалавров в Казахстане?

В прошлом году стартовал проект "Внедрение модели сестринской службы в практическое здравоохранение". Готовить прикладных бакалавров могут только высшие медицинские колледжи. В стране их 17.

"Ежегодно мы оцениваем колледжи с целью реорганизации в высшие медколледжи. Из 17 колледжей 8 уже реализовывают программу, остальные на стадии реорганизации. У нас стоит индикатор довести до 40% высших медколледжей в 2019 году. Сейчас 22,2% высших медколледжей от общего числа", — рассказала Байгожина.

Сколько медсестер с уровнем бакалавра нужно в Казахстане?

Министр здравоохранения Елжан Биртанов дал поручение, рассчитать потребность прикладных бакалавров до 2040 года.

На сегодняшний день в Казахстане работают 105 тысяч медсестер, которые оказывают лечебно-диагностическую помощь. Из них 99,9% составляют медсестры, которые закончили колледжи. Прикладных бакалавров в стране — 308 специалистов, которые выпустились в феврале 2018 года.

По опыту европейских стран, число медсестер с уровнем прикладного и академического бакалавриата составляет 46,8%. В США и Канаде это показатель варьируется от 32% до 52%.

"Прикладных бакалавров у нас выпущено 308, это капля в море. Мы сделали прогноз, согласно которому к 2020 году их число должно вырасти до 5%, в 2025 году – 10%, в 2030 году – 20%, в 2035 году – 30%, в 2040 году – 40%. Без учета ежегодного прироста, чтобы довести до необходимых 40% нам нужно подготовить 50 793 медсестер", — приводит данные РЦРЗ.

Пациент на приеме
© Sputnik / Владислав Воднев
Пациент на приеме
Для обучения такого количества специалистов, необходимо соответствующее количество учебных заведений — высших колледжей, которые есть не во всех регионах.

"Мы сделали расчет на примере Костанайской области. В Костанае есть один государственный колледж, он стал высшим. Чтобы довести до 40%, им нужно ежегодно принимать до 100 человек. Из них мы выделили 30% по 3,5 года обучения и 70% по ускоренной 1,5-годичной программе. Сейчас по аналогии Костанайской области запустили письмо в Минздрав, каждый регион рассчитывает свою потребность в прикладных бакалаврах. Мы должны охватить, чтобы в каждом регионе были высшие колледжи. В Северо-Казахстанской и Мангистауской областях нет высших колледжей", — указывает Зауре Байгожина.

Где работают прикладные бакалавры?

В настоящее время в Казахстане запушен пилотный проект, с участием первых выпускников программы. В нет участвуют семь высших медколледжей в городах Астана, Алматы, Кызылорда, Павлодар, Уральск, Кокшетау, Туркестан. А также семь многопрофильных взрослых стационаров, семь многопрофильных детских стационаров, семь перинатальных центров и девять поликлиник.

"Пилот был инициирован в прошлом году в августе по поручению вице-министра. Мы ожидали выпуск прикладных бакалавров, но практические базы принять их были не готовы. Трудоустройство было невозможно без реформирования организации практического здравоохранения", — подчеркивает Байгожина.

В проекте отрабатываются ряд важных задач. Первая из них — определение области профессиональной практики медсестер с разными уровнями образования, выбрать концептуальную модель организации сестринской службы.

Журнал учета пациентов
© Sputnik / Владислав Воднев
Журнал учета пациентов
"Мы выбрали первичную и командную сестринскую модель. Первичная сестринская модель это поддерживание пациентоцентрированного подхода, что обеспечивает непрерывность ухода, безопасность пациента; поддерживать профессионализм медсестер, автономию, широкие полномочия должностей и независимое принятие решения. Командная модель предполагает организацию работы команды медсестер, врачей и др. специалистов. В стационаре, в поликлиниках по-разному могут использовать эти модели", — поясняет начальник отдела медицинского образования РЦРЗ.

Еще одна задача — изменение организационной структуры медицинской организации.

"Сейчас структура – подчинение врачу. Мы предлагаем типовую организационную структуру. Она основана на выделении сестринской профессии отдельно и включает обязательное участие медсестер в управленческих процессах, в том числе включение главных медсестер в состав правлений и соответствующего по полномочию органу управления медицинской организации", — уточняет спикер.

Интересен ли медсестрам прикладной бакалавриат?

Ответ на этот вопрос удалось получить у самих медсестер, которые приехали в Астану на первую международную конференцию по сестринскому делу в июне этого года.

Во-первых, медсестры с более высоким уровнем образования поучают на 20% больше, чем их коллеги. Их зарплата сравнима окладом врачей.

Во-вторых, работа более "творческая" — медсестра может проявить себя, как специалист с аналитическим мышлениям, более свободный в своих действиях, более значимый и востребованный.

В-третьих, привлекает возможность заниматься научной деятельностью и принимать участие в разработке документации и рекомендаций.

Медсестры будут конкурировать с врачами?

Медицинские сестры получат возможность постановки своего диагноза и назначения лечения, однако РЦРЗ уверят, что к конфликтам между прикладными бакалаврами и врачами это не приведет, поскольку будет четко прописан функционал, разграничение полномочий.

"В рамках проекта, который поддержал Всемирный банк, разработано сестринское доказательное руководство. Есть четыре сестринских руководства: хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет, бронхиальная астма. На основании этих руководств будут разрабатываться стандарты сестринских услуг, причем документация сразу будет электронной. Сейчас работа предстоит по отработке и предложений штатных нормативов, процедур и формы сестринской документации по каждой из функциональных обязанностей, включая делегированные от врача функции и отработать в пилотном режиме все вопросы, связанные с внесением в штатное расписание должностей клинических медсестер-бакалавров", — говорит Байгожина.

Также необходимо предусмотреть финансовые механизмы для поддержки исследований в сестринском деле, чтобы внедрить наилучшие доказательные практики сестринского дела в медицинские организации страны.

Поликлиника №5 в Астане
© Sputnik / Владислав Воднев
Поликлиника №5 в Астане
Первая фаза была завершена в феврале-марте, и под председательством министра было обсуждение ключевых направлений развития сестринской службы в республике. Минздрав одобрил продолжение второй фазы пилота, вышел Приказ № 419 от 4 июля 2018 года "О внедрении пилотного проекта новой модели сестринской службы в организациях здравоохранения". Этим приказом была утверждена "Дорожная карта по внедрению новой модели на клинических базах".

Кроме того, республиканский центр здравоохранения занимается мониторингом. В рамках проекта были выпущены две методические рекомендации: по внедрению универсальной прогрессивной модели сестринской службы в Казахстане и по внедрению 16 модулей по патронажу, их внедрение в программы подготовки медсестер, в том числе и прикладного бакалавриата.

Как выглядит прикладной бакалавриат на практике?

В Астане в пилотный проект по модернизации сестринского дела включены пять медицинских организаций: городская поликлиника №5, поликлиника №8, 2-я детская городская больница, 1-я городская больница, перинатальный центр №2.

В разгар рабочего дня корреспонденты Sputnik приехали в клинику №5, которая расположена по улице Акан Сері. Сюда прикреплены 38 участков или 73 тысячи астанчан. Над медсестрами здесь шефствует Кульзи Абенова, которая также является президентом общественного объединения специалистов сестринского дела "Парыз".

Глава объединения специалистов сестринского дела Парыз Кульзи Абенова
© Sputnik / Владислав Воднев
Глава объединения специалистов сестринского дела "Парыз" Кульзи Абенова

"Пилот начался в 2018 году. В Астане 1 апреля к нам распределились три медсестры. В штатном расписании они, как медсестры расширенной практики. Когда мы ждали выпускников, сразу определили, что они будут работать с пациентами, состоящими на диспансерном учете, с хроническими формами заболевания, которые требуют большого внимания. С пациентами нужно проводить работу по реабилитации, по профилактике, чтобы не было осложнений. Сложностей не возникло, чему они обучались в колледже, пригодилось здесь", — рассказывает Абенова.

По словам Абеновой, отличие между медсестрами ТиПО и прикладными бакалаврами заметно сразу. Последние обладают большими коммуникативными навыками, то есть умением общаться с пациентами. У них развито клиническое мышление. Эти медсестры могут делать самостоятельный осмотр пациента, оценивать его состояние, ставить сестринский диагноз и составлять план ухода за больными.

У каждой из трех медсестер свой кабинет, свои обязанности. Для пациентов такое было в новинку, но за время "пилота" они привыкли и нашли свои плюсы — нет очередей, проще попасть на прием и получить консультации. При необходимости медсестра сама запишет к врачу.

Врачи тоже ждали "бакалавров" с волнением — получится ли сработаться? Но в первые же недели результат превзошел все ожидания — медсестры взяли на себя большую часть их работы.

Врач-эндокринолог поликлиники №5 Гульбайра Касимова
© Sputnik / Владислав Воднев
Врач-эндокринолог поликлиники №5 Гульбайра Касимова
"Мы очень рады, что к нам пришла медсестра с таким уровнем подготовки. Она оказывает нам большую помощь в работе. Порядка 40-50% нашей ежедневной работы сейчас ложится на ее плечи. Это постановка на диспансерный учет наших пациентов, оказание им консультаций по вопросам питания, диеты, по лекарственным препаратам. Более того, она объясняет страдающим от сахарного диабета, как пользоваться приборами для измерения уровня глюкозы. Еще один плюс — она выписывает рецепты пациентам для получения бесплатных лекарств", — рассказывает врач-эндокринолог поликлиники №5 Гульбайра Касимова.

Похвалу опытного специалиста получила молодая медсестра Айкен Ызбасар. Ее основными пациентами являются пожилые люди, страдающие сахарным диабетом. Девушке пришлось буквально завоевывать доверие людей старшего поколения. Сейчас она стала их любимицей, помнит всех, для каждого находит доброе слово и дает важные рекомендации.

"В первое время было нелегко. Для пациентов медсестра стоит ниже, чем врач. Но сейчас уже все привыкли друг к другу", — смеется она.

Девушка окончила колледж и по специальности прикладной бакалавриат и с 1 апреля устроилась на работу в поликлинику.

Айкен Ызбасар - одна из первых медсестер с уровнем прикладной бакалавр
© Sputnik / Владислав Воднев
Айкен Ызбасар - одна из первых медсестер с уровнем прикладной бакалавр

"С первого дня мне предоставили кабинет. Тружусь в рамках программы управления заболеваниями, которая входит в "Денсаулык" на 2016-2019 годы. В мои обязанности входит следить за состоянием пациентов на диспансерном учете. Моя цель — улучшить качество их жизни. К тому же, я помогаю им предотвращать факторы, которые могут усугубить болезни. Также я объясняю, как принимать лекарства пациентам, страдающим от сахарного диабета. От обычной медсестры я отличаюсь тем, что самостоятельно работаю с пациентами. Я могу звать их на прием, следить за состоянием. Еще одно отличие, это то, что я могу работать на одном уровне с врачами. Я не врач, но могу выписывать рецепты и давать консультации", — рассказала она.

Кто защитит врачей и медицинских сестер?

В последнее время Казахстан всколыхнули два неприятных инцидента, связанных с нападением на медицинских работников — избиение водителя скорой помощи в Алматы и ограбление медсестры в Уральске, которая шла на вызов.

"Эта проблема существует. Врачи и патронажные медсестры ходят на вызовы. Есть ведь и неотложная помощь, которая обслуживает четвертую "несрочную" категорию больных, наши фельдшера по одному выезжают. Кроме того, пятая поликлиника обслуживает дачные участки, где часто встречаются бродячие собаки. Вопросы поднимались не раз. Необходимо с юридической точки зрения просмотреть, какая защита должна быть для медработников", — считает Абенова.

Автомобили скорой помощи
© Sputnik / Владислав Воднев
Автомобили скорой помощи
В свою очередь министерство здравоохранения обещает в ближайшее время рассмотреть данный вопрос и принять конкретные меры.

Что принесет реформа сестринского дела пациентам?

Мировая практика показывает, с развитием системы сестринской помощи повышаются показатели послеоперационной выживаемости пациентов, снижается количество осложнений.
Проведенное в девяти европейских странах исследование (проект RN4CAST — Sputnik), показало, что есть прямая зависимость результатов лечения пациентов от уровня квалификации медсестер.

Так, с увеличением рабочей нагрузки медсестер в расчете на одного пациента вероятность смерти стационарных больных в течение 30 дней после поступления повысилась на 7%. При этом каждое увеличение на 10% численности медицинских сестер, имеющих степень бакалавра, было связано со снижением этой вероятности на 7%. Такая взаимосвязь означает, что смертность среди пациентов больниц, в которых 60% медсестер имели степень бакалавра и обслуживали в среднем по шесть пациентов, могла быть почти на 30% ниже, чем среди пациентов больниц, в которых только 30% медсестер имели степень бакалавра. При этом медсестры обслуживали в среднем по восемь пациентов.

Медсестры "разгружают" врачей и позволяют им качественнее выполнять свою работу. В то же время сам пациент получает больше персональной помощи, а в поликлиниках исчезают очереди к востребованным специалистам.

Кроме того, модернизация сестринской помощи будет способствовать развитию медицинского туризма, что в свою очередь будет влиять на качество оказываемых медицинских услуг всему населению.

Теги:
реформа, медсестра, поликлиника, здоровье, врачи, пациент, Казахстан
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik