Джинсовая форма и проверки КГБ: как работали водители Олимпиады-80

© Sputnik / С. Соловьев / Перейти в фотобанкАвтобус для городских и междугородных туристическо-экскурсионных перевозок, выпускаемый Львовским автобусным заводом (ЛАЗ), архивное фото
Автобус для городских и междугородных туристическо-экскурсионных перевозок, выпускаемый Львовским автобусным заводом (ЛАЗ), архивное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
В честь сорокалетия Олимпийских игр в Москве Sputnik продолжает рассказывать об атмосфере Олимпиады-80. Сегодня наши герои – водители олимпийских автобусов Александр Марочкин, Николай Шкаликов и Николай Юганов, которые в то время работали в Мострансавто

Как им удавалось общаться с иностранцами без знания английского и о чем предупреждали водителей сотрудники КГБ, читайте в этом материале.

Руль надо правильно держать

Для Олимпиады 1980 года задействовали больше 5 тысяч автобусов, но только 550 из них обслуживали непосредственно спортсменов и болельщиков. К работе на основных олимпийских маршрутах привлекли 1 300 лучших водителей Москвы и Подмосковья, причем отбор проходил жестко. По словам Александра Марочкина, к перевозившим иностранные делегации водителям у оргкомитета Олимпиады было много требований.

© Photo : МострансавтоУдостоверение водителя Олимпиады-80 Николая Юганова
Джинсовая форма и проверки КГБ: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Казахстан
Удостоверение водителя Олимпиады-80 Николая Юганова

"И чтобы стаж работы не менее десяти лет, и статус шофера первого класса, - рассказывает он. – Если соответствовал, отправляли на медкомиссию, затем на проверку в ГАИ".

Отбор кандидатов завершился только за четыре месяца до начала Олимпиады – и водителей сразу же отправили на курсы по этикету вождения. Как вспоминает Александр Марочкин, больше всего ему запомнился урок, как правильно держать руль.

"Мы ведь рулили, как хотели, - говорит он. – А тут нам рассказывают, что руки на руль надо класть правильно, чтобы было красиво".

Примерно в это же время водители получили автобусы – новые, прямо с завода, поэтому их необходимо было сначала подготовить, как говорится, обкатать. Например, водителю Николаю Юганову сначала поручили возить на этих автобусах детей в пионерлагерь. А еще все шоферы, приехавшие на Олимпиаду из подмосковных городов, должны были ездить по столице СССР, изучать маршруты.

© Photo : МострансавтоНиколай Юганов
Джинсовая форма и проверки КГБ: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Казахстан
Николай Юганов

Оделись как летчики

Не менее пристальное внимание организаторы Олимпиады уделяли внешнему виду водителей. Встречавший болельщиков в аэропорту Николай Шкаликов вспоминает, что каждому водителю выдали форму. Состояла она из двух костюмов. Один был легкий, из джинсового материала серого цвета, а другой – более плотный, темно-синий, как у летчиков. Строгие галстуки в тон и голубые рубашки только усиливали это сходство, поэтому туристы иногда принимали водителей олимпийских автобусов за пилотов.

На время соревнований водителей расселяли в гостиницах или общежитиях, специально отремонтированных к Играм.

© Photo : МострансавтоАлександр Марочкин (справа)
Джинсовая форма и проверки КГБ: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Казахстан
Александр Марочкин (справа)

"Нам, например, досталось общежитие на улице Дмитрия Ульянова, - рассказывает Александр Марочкин. – Жили мы по три человека в комнате, и у нас график работы был через день. Сменщики уйдут, а я порядком занимаюсь, рубашки эти, как у летчиков, им стираю-глажу. Потом – наоборот. Дружно жили".

Жвачку брать нельзя!

Типичный рабочий день водителя Олимпиады-80 выглядел следующим образом. Большинство автобусов стояли на территории МГУ, в яблоневом саду. Специально для соревнований там сделали временное КПП и стоянку. Как вспоминает Александр Марочкин, водители работали на легендарных автобусах ЛАЗ.

"Были мягкие ЛАЗы, на них возили по музеям-концертам, - объясняет он. – А были еще и жесткие, как их называли, или ЛАЗ-695. Вот мы работали на них, возили иностранцев на спортивные мероприятия".

Основными маршрутами для водителей были стадион "Лужники", спорткомплексы "Олимпийский" и "Крылатское", дворцы спорта "Сокольники", "Измайлово" и "Динамо", а также конноспортивный центр "Битца". Каждый вечер по возвращению на стоянку автобусы проверяли сотрудники КГБ, но ничего страшного в этой процедуре не было, говорит Николай Шкаликов: "Максимум – могли вопросы задать, мол, ну как, чего? Салон осмотрят, багажник откроют, и все".

© Sputnik / Валерий Шустов / Перейти в фотобанкТуристы на Красной Площади в Москве, 1980 год
Джинсовая форма и проверки КГБ: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Казахстан
Туристы на Красной Площади в Москве, 1980 год

Впрочем, суровые ограничения все же были. Еще на инструктаже КГБ водителям сказали: жвачку и сигары брать ни в коем случае нельзя. Можно было разве что меняться значками, вспоминает Николай Юганов. "Но не скажешь же туристам, если предлагают: "Мне нельзя!" – рассказывает он. – Старались найти выход из положения. Предложат тебе покурить, а ты: "Нет-нет, я просто не курю, спасибо".

Русские медведи, удивленные французы и индийский плащ

Но строже всего в КГБ относились к личным вещам туристов, забытым в автобусах. "Если мы что-то обнаруживали в салоне автобуса, вечером нужно было сдать вещь проверяющим, - рассказывает Николай Юганов. – А дальше они сами возвращали".

Джинсы и кроссовки: как Олимпиада-80 повлияла на моду в СССР

Советские власти не просто так уделяли повышенное внимание поведению шоферов. Западные СМИ, отговаривая читателей ехать на Олимпиаду в Москву, писали об отсутствии сервиса в СССР на всех уровнях. Чтобы опровергнуть эти утверждения, организаторы Олимпиады действовали по принципу "лишь бы гости были довольны", считает Александр Марочкин и приводит в пример случай, как однажды гостья из Индии потеряла плащ.

"Она даже не в автобусе его забыла, а где-то во время прогулки оставила, - говорит водитель. – Но все равно, чтобы она не расстраивалась, ей сказали: "Ничего, сейчас поедем в магазин, новый плащ купим". Так и взяли ей плащ за счет государства".

Александр Марочкин вспоминает, как его коллега однажды вез пару пожилых французов. Супруги очень хотели пить и купили лимонад, но вот незадача – открыть бутылку никак не получалось.

Вкусовые потрясения: какие продукты появились в СССР в период Олимпиады-80

"Друг мой увидел эту ситуацию в зеркальце, взял бутылку – щелк! – и сразу открыл. А все так совпало, что именно в этот день отмечали праздник Военно-морского флота, и у француза глаза округлились: "Да вы тут все русские медведи!". Мы долго над этим смеялись".

Проблем с языком не было

Иногда с водителями работали гиды, но порой приходилось возить иностранцев и без них. При этом проблем в общении с туристами не возникало. Во-первых, выручал трафарет с обозначением вида спорта на лобовом стекле автобуса – так гости Олимпиады понимали, на какие соревнования они могут поехать с этим водителем. Во-вторых, каждый водитель получал подробный заказ в письменном виде, где было указано, на какой стадион ехать и у какого сектора или выхода ждать болельщиков.

Легче всего было разговаривать с немцами, вспоминает Николай Юганов.

Сколько потратили на Олимпиаду-80

"Ну а чего непонятного? – рассуждает он. – Скажут: "Фарен" - значит, надо ехать. Привезу, куда надо, они уходят, потом возвращаются и говорят: "бай-бай!". Значит, надо везти спать. Люди всегда смогут договориться. Так что скандалов и недопониманий не было, все хорошо прошло".

Мы работать приехали

Находясь в самом центре событий, олимпийские водители, однако, не увидели практически ни одного состязания. Организаторы Игр сразу предупредили их: Олимпиаду они будут смотреть в основном по телевизору. Шоферам разрешили посетить лишь одно соревнование – на выбор.

Микроавтобус сопровождает велосипедистов во время гонки на Олимпиаде в Москве - Sputnik Казахстан
Конюшня и пресс-центр на колесах – что автопром СССР сделал для Олимпиады-80
"Нужно было заранее заполнить заявку, мы с другом так пошли на велоспорт, нам было интересно, - говорит Александр Марочкин. – Но мы не обижались. Понимали же: мы сюда работать приехали".

Впрочем, многим водителям, припарковавшимся у стадионов, удалось посмотреть самую знаменитую часть закрытия Игр – полет Олимпийского Мишки. Но по словам Александра Марочкина, соревнований им хватило и без этого, ведь после Олимпиады оргкомитет провел своеобразное первенство среди водителей.

© Sputnik / Сергей Гунеев / Перейти в фотобанк8-метровый Мишка, талисман XXII летних Олимпийских игр в воздухе, во время церемонии закрытия игр. Центральный стадион имени В.И. Ленина (ныне стадион "Лужники")
Джинсовая форма и проверки КГБ: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Казахстан
8-метровый Мишка, талисман XXII летних Олимпийских игр в воздухе, во время церемонии закрытия игр. Центральный стадион имени В.И. Ленина (ныне стадион "Лужники")

"У нас свои итоги подвели, - говорит он. – По количеству рейсов и отработанных часов. В результате водители из Коломны тогда заняли первое место, а мы, Орехово-Зуево, – третье".

Лента новостей
0