Фотограф снимает последствия погромов в Алматы  - Sputnik Казахстан
Фото
События в мире и Казахстане в объективе фотографов

На нем летали легендарные "Ночные ведьмы": как выглядит самолет По-2 - фото

Подписаться
Единственная летчица-казашка, которая прошла всю Великую Отечественную войну в самом известном женском авиаполку, летала на "небесном тихоходе"

С самого детства уральская школьница Хиуаз Доспанова мечтала летать. 

Кем были герои Великой Отечественной, о которых сняты фильмы

Она, как и тысячи других девчонок и мальчишек, была под большим впечатлением от подвига летчиков-героев СССР Гризодубовой, Осипенко, Расковой, спасших челюскинцев, совершив беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток.

"Ночная ведьма" Хиуаз Доспанова: какой была юная летчица

Родители были не против, и Хиуаз начала тренироваться в аэроклубе на учебных самолетах По-2. Том самом, на котором она потом пройдет всю войну. 

Машины – легкие, маневренные, из фанеры и металла, с обшивкой из перкаля – плотного полотняного материала. Его использовали при изготовлении палаток. В таком самолете два места – для пилота и штурмана. Летали со скоростью 120-130 километров в час, на небольшой высоте, и только ночью. Так как днем были легкой мишенью для противника. 

В Санкт-Петербурге открыли памятник Алие Молдагуловой

С того времени Хиуаз мечтала встретиться с легендарной летчицей, воздушным асом Мариной Расковой, поэтому после окончания школы она отправилась в Москву, чтобы поступить в Военно-воздушную академию имени Жуковского. К сожалению, поступить не удалось, и тогда Хиуаз выбрала профессию врача, став студенткой Первого московского медицинского института. 

Как относился к своему подвигу Рахимжан Кошкарбаев

Когда началась Великая Отечественная война, Хиуаз училась на втором курсе мединститута. Узнав о формировании женского авиаполка под командованием легендарной Марины Расковой, девушка поняла, что мечта о полетах вот-вот осуществится. Хиуаз стала штурманом-стрелком 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка, который позднее получил заслуженное название "Ночные ведьмы".

Письмо жены защитило от пули - видеоистория солистки группы "Город 312"

Сто пятнадцать совсем юных девушек - летчицам и механикам было всего от 17 до 22 лет - смогли вселить ужас в сердца гитлеровцев. Хиуаз, которую подруги называли Катя, воевала на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Беларуси. Полк прошел всю войну, и Победу встретил под Берлином. 

© Sputnik / Vitaliy Timkiv / Перейти в фотобанкПамятник командиру 588-го ночного легкобомбардировочного женского авиаполка Евдокии Бершанской и макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре. На самолетах По-2 в годы Великой Отечественной войны сражался 588-й ночной легкобомбардировочный женский авиаполк ("Ночные ведьмы").
Памятник командиру 588-го ночного легкобомбардировочного  женского авиаполка Евдокии Бершанской и макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре - Sputnik Казахстан
1/10
Памятник командиру 588-го ночного легкобомбардировочного женского авиаполка Евдокии Бершанской и макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре. На самолетах По-2 в годы Великой Отечественной войны сражался 588-й ночной легкобомбардировочный женский авиаполк ("Ночные ведьмы").
© Sputnik / Vitaliy Timkiv / Перейти в фотобанкПолк сформирован октябре 1941 года, но первый боевой вылет девушки, среди которых была единственная летчица-казашка Хиуаз Доспанова, совершили 12 июня 1942 года на самолетах По-2 .
Макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре - Sputnik Казахстан
2/10
Полк сформирован октябре 1941 года, но первый боевой вылет девушки, среди которых была единственная летчица-казашка Хиуаз Доспанова, совершили 12 июня 1942 года на самолетах По-2 .
© Sputnik / Vitaliy Timkiv / Перейти в фотобанкВ первоначальный состав 588-го ночного легкобомбардировочного женского авиаполка ("Ночные ведьмы") вошли 115 человек. Все должности - от механиков до пилотов и штурманов - занимали девушки в возрасте от 17 до 22 лет.
Макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре - Sputnik Казахстан
3/10
В первоначальный состав 588-го ночного легкобомбардировочного женского авиаполка ("Ночные ведьмы") вошли 115 человек. Все должности - от механиков до пилотов и штурманов - занимали девушки в возрасте от 17 до 22 лет.
© Sputnik / Vitaliy Timkiv / Перейти в фотобанкСвое легендарное название - "Ночные ведьмы" - 588-й ночной легкобомбардировочный женский авиаполк получил за то, что все боевые вылеты проводились по ночам. Девушки отключали моторы при подлете к объектам, по которым проводилась бомбардировка. И фашисты могли слышать лишь звук, напоминающий свист метлы.
Макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре - Sputnik Казахстан
4/10
Свое легендарное название - "Ночные ведьмы" - 588-й ночной легкобомбардировочный женский авиаполк получил за то, что все боевые вылеты проводились по ночам. Девушки отключали моторы при подлете к объектам, по которым проводилась бомбардировка. И фашисты могли слышать лишь звук, напоминающий свист метлы.
© Sputnik / Vitaliy Timkiv / Перейти в фотобанкЛегендарный женский авиаполк "Ночные ведьмы" в феврале 1943 года за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, получил почётное звание "Гвардейский" и был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.
Памятник командиру 588-го ночного легкобомбардировочного  женского авиаполка Евдокии Бершанской и макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре - Sputnik Казахстан
5/10
Легендарный женский авиаполк "Ночные ведьмы" в феврале 1943 года за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, получил почётное звание "Гвардейский" и был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.
© Sputnik / Vitaliy Timkiv / Перейти в фотобанкЕдинственная летчица-казашка Хиуаз Доспанова служила в легендарном авиаполку "Ночные ведьмы" с момента формирования и до самой Победы.
Макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре - Sputnik Казахстан
6/10
Единственная летчица-казашка Хиуаз Доспанова служила в легендарном авиаполку "Ночные ведьмы" с момента формирования и до самой Победы.
© Sputnik / Vitaliy Timkiv / Перейти в фотобанкНа счету у Хиуаз Доспановой порядка 300 боевых вылетов, которые она с подругами совершала на самолетах По-2 .
Макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре - Sputnik Казахстан
7/10
На счету у Хиуаз Доспановой порядка 300 боевых вылетов, которые она с подругами совершала на самолетах По-2 .
© Sputnik / Vitaliy Timkiv / Перейти в фотобанкУ командира 588-го ночного легкобомбардировочного женского авиаполка Евдокии Бершанской к моменту формирования за плечами был 10-летний опыт полетов.
Памятник командиру 588-го ночного легкобомбардировочного  женского авиаполка Евдокии Бершанской и макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре - Sputnik Казахстан
8/10
У командира 588-го ночного легкобомбардировочного женского авиаполка Евдокии Бершанской к моменту формирования за плечами был 10-летний опыт полетов.
© Sputnik / Vitaliy Timkiv / Перейти в фотобанкНа самолетах По-2 в годы Великой Отечественной войны сражался 588-й ночной легкобомбардировочный женский авиаполк ("Ночные ведьмы"). При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.
Макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре - Sputnik Казахстан
9/10
На самолетах По-2 в годы Великой Отечественной войны сражался 588-й ночной легкобомбардировочный женский авиаполк ("Ночные ведьмы"). При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.
© Sputnik / Vitaliy Timkiv / Перейти в фотобанкУправление самолетом По-2 было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту, и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты после того, как пилот погибала. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 килограммов бомб.
Макет самолета У-2 (По-2нлб) у здания аэропорта Пашковский в Краснодаре - Sputnik Казахстан
10/10
Управление самолетом По-2 было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту, и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты после того, как пилот погибала. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 килограммов бомб.
Лента новостей
0