13:49 22 Января 2018
Прямой эфир
Лаборатория

Ученые: религиозность могут вызывать бактерии

Fotolia/Capifrutta
Общество
Получить короткую ссылку

Ученые выдвинули гипотезу, что религиозность человека может быть вызвана особыми бактериями, способными влиять на человеческий мозг.

АСТАНА, 27 ноя — Sputnik. Религии могли зародиться в нашей цивилизации благодаря существованию особой популяции бактерий в нашей микрофлоре, которые "перепрограммируют" наш мозг на веру в сверхъестественные сущности, заявляют биологи из МГУ в статье, пишет РИА Новости со ссылкой на журнале Biology Direct.

В последние годы биологи открыли множество примеров того, что паразиты не только используют организм-хозяин для роста, но и напрямую управляют его поведением. К примеру, бактерия вольбахия заставляет насекомых активно размножаться и тем самым распространять себя, а личинки мушек-горбаток заставляют пчел сбегать из улья и вести себя как "зомби".

Грибы из рода Ophiocordyceps научились напрямую управлять поведением муравьев, заставляя их умирать в строго определенной точке над муравейником для того, чтобы заразить как можно больше новых жертв.

Самый распространенный паразит домашних кошек, одноклеточное существо токсоплазма, идет еще дальше. Она способна менять поведение зараженного ей млекопитающего, вызывая необратимые изменения в работе мозга, которые делают мышей "бесстрашными" при виде и запахе кошек, а людей — склонными к суициду и нерациональным поступкам.

Как правильно мыть руки
© Sputnik. Юлия Кузнецова, Болат Шайхинов
Александр и Юрий Панчины, биологи из Московского государственного университета, и их коллега Александр Тузиков предполагают, что часть или даже все религии, существующие сегодня в мире, могут быть "продуктом" деятельности микробов со схожими свойствами, живущих в нашем кишечнике или в других уголках тела.

В пользу их наличия говорит сразу несколько факторов. Во-первых, нет сомнений в том, что микрофлора кишечника управляет нашим аппетитом, склонностью к ожирению и даже пищевыми предпочтениями, воздействуя на нервные клетки кишечника и мозга, и умеет вырабатывать сигнальные молекулы мозга и различные белки, способные влиять на настроение и поведение.

Во-вторых, современные историки и эволюционисты сегодня считают, что религии и другие формы верований распространялись в прошлом и сегодня примерно так же, как и эпидемии различных микробов и вирусов, хотя и в культурном пространстве, используя "заразные" идеи-мемы в терминологии Ричарда Доукинза.

Как считают российские биологи, нет оснований считать, что этот процесс не может происходить и в биологическом пространстве, посредством своеобразных "биомемов", в роли которых могут выступать бактерии, подобно медихлорианам в знаменитых "Звездных Войнах", дающих чудесные силы джедаям и ситхам.

В пользу этого, по их мнению, говорит то, что все крупные религии включают в себя общественные ритуалы, способствующие распространению болезней — к примеру, обрезание в иудаизме, эвхаристия в христианстве, хадж в исламе и катания по земле и купания в Ганге в индуизме.

По этим же самым причинам, по мнению Панчиных и Тузикова, представители многих ветвей религии могут негативно относиться к контрацепции, защищенному сексу, прививкам и другим элементам гигиены, которые защищают нас от вирусов и микробов.

Где могут скрываться эти религиозные "медихлорианы"? Как считают авторы статьи, они могут находиться как в кишечнике, так и в самом мозге человека, подобно токсоплазме, способной проникать через барьер между кровеносной системой и мозгом.

Как их можно найти? На текущий момент, как признают российские биологи, проверка этой гипотезы затруднена, так как наша микрофлора содержит в себе огромное число бактерий и вирусов, чье общее число в 10 раз превышает число клеток в нашем организме, а число видов которых превышает несколько сотен тысяч.

Сегодня биологи изучают их в очень схематичном виде, однако в ближайшем будущем, как отмечают Панчины и Тузиков, будут созданы новые технологии секвенирования, которые помогут раскрыть роль каждого микроба в нашем теле и понять, если ли среди них подобные "разносчики" религии. Кроме того, если эта гипотеза справедлива, то употребление антибиотиков должно приводить к снижению религиозности, что можно в принципе проверить уже сейчас.

Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik

• Бот ОАО Северэлектро в мессенджере Тelegram на экране телефона

Теперь на отключение света в Бишкеке можно пожаловаться через мессенджеры - "Северэлектро" запустило боты в Facebook и Тelegram.

• Мужчина закрывает портфель, архивное фото

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон произвел масштабные кадровые перестановки в стране, ранее он выразил недовольство работой нескольких ведомств.

• Штаб-квартира Всемирного банка в Вашингтоне

Узбекистан может к 2030 году войти в число стран с уровнем дохода выше среднего, сообщило представительство Всемирного банка в республике.

• Туристический поселок Лагич в Азербайджане, фото из архива

Туристические маршруты, существовавшие в советском Азербайджане, нужно возродить, считают в Ассоциации туризма республики.

• Лесозаготовительная машина Харвестер 1270D

Минлесхоз приглашает белорусок работать на лесоповалах: женщины отличаются внимательным отношением к профессии, бережностью и аккуратностью.

• Патриаршее служение в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя

Военнослужащие российской базы Южного военного округа в Абхазии в праздник Крещения Господня со своими семьями совершили купание в Черном море.

• Серж Саргсян и Армен Саркисян

Правящая Республиканская партия Армении выдвинула посла в Великобритании Армена Саркисяна на должность следующего президента страны.

• Рабочие на строительстве нового многоэтажного жилого дома в грузинской столице

Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала отчет о правах человека более чем в 90 странах мира, в том числе в Грузии.

• Тренировка команд по страйкболу

Что в Британии тимбилдинг, то в Латвии военная провокация: The Washington Post разглядела попытки с помощью страйкбола подорвать демократию в Балтии.

• Вирус, архивное фото

Литовский новостной портал tv3.lt был взломан в четверг вечером, это могли сделать "российские программисты", заявил главный редактор издания.

• Вячеслав Ионицэ

Заработав на экспорте товаров и рабочей силы 54 миллиарда долларов, Молдова оказалась должна донорам более 6 миллиардов.

• Видеомост НАТО в Европе

Базы НАТО в странах Балтии могут обострить ситуацию до предела: их создание у границ России и ее ответные меры создают повышенную опасность конфликта.

• Граница

В КГБ Южной Осетии рассказали, как наказали нарушителей государственной границы в 2017 году – всего было задержано более пятисот человек.

• Бот ОАО Северэлектро в мессенджере Тelegram на экране телефона