10:22 16 Июля 2019
Прямой эфир
  • USD383.43
  • EUR432.47
  • RUB6.12
Авиадиспетчер Альфия Умерзакова

Как девушка со стальными нервами выжила в мире мужских профессий

Общество
Получить короткую ссылку
54060

Авиадиспетчер Альфия Умерзакова – одна из тех, кому под силу разрушить стереотипы о том, что женщинам в авиации не место

АСТАНА, 8 мар — Sputnik, Баубек Коныров. Наверное, многие в детстве мечтали быть космонавтами или летчиками. А при слове "авиация" большинство из нас представит крепкого мужчину со стальными нервами. Наша героиня, авиадиспетчер Альфия Умерзакова — одна из тех, кому под силу разрушать стереотипы.

Накануне 8 марта Альфия поделилась с корреспондентом Sputnik Казахстан своей историей прихода в нелегкую профессию.

Сотрудники диспетчерского центра
© Photo : предоставлено РГП "КазАэроНавигация"
Оказалось, в авиацию диспетчера районного диспетчерского центра Альфию Умерзакову привел случай, а если быть точнее, то ее соседка Гульнара Кыдырманова, много лет проработавшая стюардессой. Ее рассказы о небе и самолетах не оставили равнодушной Альфию, и она также начала грезить небом. Как признается сегодня сама Альфия: "Хотелось также увидеть мир и полетать".

"Захотела стать стюардессой, но по воле судьбы стала диспетчером. Увидела рекламу, что ведется набор на диспетчеров и пилотов. Конечно, пошла в вуз и поступила. Сегодня рада, что сделала такой выбор, он оказался верным. Училась в Алматы, в Академии гражданской авиации. По распределению была направлена в Астану", — вспоминает Альфия.

Авиадиспетчер Альфия Умерзакова
Авиадиспетчер Альфия Умерзакова
Удивительно, но именно в том, 2001 году, больше половины поступивших на авиадиспетчеров студентов оказались девушками. Но не все на тот момент знали, что их ждет впереди. Кто-то не сдал сессию и был отчислен, другие не прошли врачебно-летную экспертную комиссию, кто-то просто передумал быть в профессии.

Выдержку будущих кандидатов в авиадиспетчеры на прочность начали проверять еще в вузе. Один из преподавателей Альфии, бывший пилот с многолетним стажем, относился с большим недоверием в вузе к слабому полу, считая, что женщинам в авиации не место.

"Он часто был без настроения, строгий и повторял: "Куда вы идете? Это ответственная и опасная работа, что вам там делать? Это же мужская работа". Но мы не отказывались от своего желания и продолжали учиться", — призналась Альфия.

Студенческая жизнь у будущих авиадиспетчеров не такая, как у учащихся других вузов. Обычный прогул мог обернуться "неудом" и моментально снизить успеваемость студента. Возможно, это одна из немногих профессий, где молодому специалисту в первый рабочий день не говорят банальные "забудь, чему вас учили в университете".

Обладание заветным дипломом еще не означает, что завтра молодой специалист сразу сядет за настоящий пульт управления полетами. Многих выпускников первое время ждут тренажеры, на которых отрабатываются различные ситуации из будней авиадиспетчеров. Новичку могут дать задачу вести одновременно более 20 бортов и нужно быть готовым к любому повороту.

"Есть определенный период стажировки, после которого человека тестируют на тренажерах, он сдает экзамены и если допускают, то получает свидетельство авиадиспетчера и приступает к самостоятельной работе. В мой первый рабочий день было волнительно. Все-таки окончила вуз в 2005-м, а села за пульт уже к 2010 году… Какие-то моменты забылись и необходимо было все вспоминать. Но в целом все прошло хорошо и не без участия отличного инструктора Григория Михайловича Хамдиева", — рассказала авиадиспетчер.

Сегодня Альфия обслуживает воздушное движение от высоты 2 700 метров и выше. Работа посменная, в каждой смене есть своя команда как минимум из 20 специалистов со своим фронтом работы. После каждой смены ведется разбор полетов, анализируется тот или иной случай, который имел место во время дежурства.

Раз в три года авиадиспетчеры проходят повышение квалификации и экзамены на знание английского языка. Раз в два года — врачебно-летную экспертную комиссию. Как признается наша героиня, периодов "ничегонеделания" на работе не бывает, на связи могут находиться одновременно более 20 бортов. 

Авиадиспетчер Альфия Умерзакова
Авиадиспетчер Альфия Умерзакова

Но от внештатных ситуаций не застрахован никто. Настоящую стрессовую ситуацию наша собеседница испытала на себе несколько лет назад с самолетом, на борту которого находилось почти 300 человек.

"Летел иностранный борт. Изначально экипаж был на связи, но перестал отвечать. Я не могу их дозваться. Есть технология работы, где все расписано, как необходимо реагировать и поступать в таком случае. Я, соответственно, выполняла расписанные команды, были испробованы все возможные варианты. Далее доложила старшему диспетчеру, они уже реагировали согласно их инструкции. В результате через 30 минут борт вышел на связь, как ни в чем не бывало. В итоге оказалось, что были проблемы с радиостанцией, в результате чего экипаж не мог выйти на связь", — вспомнила авиадиспетчер.

Альфия признается, в профессии авиадиспетчера нет поблажек для женщин, все стараются делать свою работу на отлично.

Альфия Умерзакова с коллегами
Альфия Умерзакова с коллегами
Сегодня казахстанская авиация открыта не только для мужчин. В "небесную" профессию, кроме стюардесс, принимают и женщин-авиадиспетчеров, и пилотов в юбке.

Так что же зовет прекрасную половину человечества в жесткий мир мужских профессий, где цена ошибки предельно высока? Амбиции? Желание конкурировать с мужчинами и доказывать, что женщина – не слабый пол?

Наверное, каждый ответит по-своему. Но сегодня женщинам в мужской профессии никакие стереотипы не мешают быть отличными специалистами и добиваться успехов.

Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik