19:48 14 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD411.66
  • EUR465.92
  • RUB5.81
Общество
Получить короткую ссылку
9 мая: этот день мы приближали как могли (199)
162120

В годы Великой Отечественной войны в Алма-Ату были эвакуированы крупнейшие киностудии Советского союза – "Мосфильм" и "Ленфильм"

АСТАНА, 9 мая — Sputnik, Сергей Ким. Великая Отечественная война сделала Алма-Ату едва ли не главным культурным центром Советского союза, а великий Сергей Эйзенштейн неформально стал одним из отцов-основателей "Казахфильма". 

Под обстрел фашистов

В дни, когда немецкие войска почти уже осадили Ленинград и тянули щупальца к Москве, киношная интеллигенция спешно собиралась в дорогу. 

Поезда повезут режиссеров, актеров, сценаристов, операторов, декораторов, осветителей и гримеров в безопасный, но загадочный край – столицу Казахской ССР. 

Увезут их чуть ли не запоздало, в последний момент. Тогда счет шел на дни, если не на часы. Так, решение эвакуировать "Ленфильм" в Казахстан было принято 27 августа 1941-го года. 

Поезд уходил 8 сентября, за несколько часов до замыкания немцами кольца ленинградской блокады. Шутка ли – поезд, уходящий из северной столицы, по воспоминаниям очевидцев, обстреляли ураганным огнем немецкие мотоциклисты, "упавшие на хвост". 

У московских коллег "ленфильмовцев", понятно, времени было больше. Да и решение об их отправке в Алма-Ату принималось где-то на полмесяца раньше. 

С каким настроением ехали именитые и не очень деятели кино, привыкшие к своим бурлящим культурной жизнью городам, пусть застывшим от холодного дыхания войны, но таким родным, привычным? 

В документальном фильме "Лауреатник" Евгения Сумина есть ответ на этот вопрос. Журналист Виктор Горохов, оказавшийся в эвакуационном поезде вместе с Сергеем Эйзенштейном, вспоминает: 

"Ехали весело. Пели. А пели что? Любимые мелодии из западных фильмов. Неделю спустя, после того, как мы отчалили из Москвы, мне особенно памятный день… В этот день я впервые увидел Эйзенштейна не просто "крупным", а "очень крупным планом". Мы сидели с ним визави на нижней полке, и он посмотрел на меня внимательно. "Господа! Не учинить ли нам дорожный ВГИК? Профессура у нас есть – Пудовкин, Козинцев, Трауберг. Студенты тоже есть, студент – вы, например. Хорошо бы еще иметь наглядные пособия!".  "У меня есть!" – вызвался я. Я получил в Москве по подписке "Основы кинорежиссуры" Кулешова. "Тащите Кулешова!" – сказал Эйзенштейн – Сейчас мы будем его похабить!". 

Затем деятели кино долго искали на карте Алма-Аты киностудию. 

"Где студия?" – спросил Эйзенштейн и пририсовал на схеме, прямо на книжных страницах, алматинскую студию. 

Незнакомый город 

Москвичи и ленинградцы, прибыв в Алма-Ату, оказались влюблены в уютный город. Наверное, силен был контраст – между тревожными городами-крепостями, оказавшихся на пути врага, и относительно спокойной столицей республики в пяти тысячах километрах оттуда. 

Сабит Муканов, Дина Нурпеисова, Сергей Эйзенштейн, 1941 год
© Photo : Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК
Сабит Муканов, Дина Нурпеисова, Сергей Эйзенштейн, 1941 год

Центральная объединенная киностудия (ЦОКС) появилась 15 ноября 1941 года на базе Алма-Атинской студии кинохроники, выпускавшей документальные картины эвакуированных "Мосфильма" и "Ленфильма". 

Первым директором (ЦОКС) был Михаил Тихонов. Он вспоминал, в середине августа 1941 года из Москвы выехала первая съемочная группа, а уже в начале сентября в Алма-Аты доснимались, начатые на разных студиях, фильмы "Котовский" (реж. А. М. Файнциммер), "Машенька", (реж. Ю. Я. Райзман), "Александр Пархоменко" (реж. Л. Д. Луков), "Свинарка и пастух" (реж. И. А. Пырьев). 

"Спустя какое-то время прилетел к нам с фронта Константин Симонов, и мы заставили его закончить второй, после его же "Парня из нашего города" сценарий "Жди меня". Сделал он это незамедлительно, и снятый столь же незамедлительно фильм сразу отправился на фронт, к бойцам. Изо дня в день подъезжали москвичи и шефы зарождающегося в Казахстане художественного кино — ленинградцы, поступало съемочное оборудование. И 15 ноября 1941 года студия ЦОКС была утверждена официально", — все эти воспоминания хранятся в "Киноэнциклопедии Казахстана":

Об эвакуации снимут фильм

История эвакуированных советских кинодеятелей станет сюжетом нового художественного фильма "Эвакуация". Андрей Сакулинский — один из сценаристов этого фильма. 

Сценарий полнометражной картины пока не утвержден, но уже известно: в фильме заинтересованы министерство культуры Казахстана и продюсеры российского Первого канала.  

Сакулинский по крупицам собирает информацию о тех нескольких годах жизни лучших советских киношников в Алма-Ате. 

"Смысл их работы был в том, чтобы, не останавливаясь, делать кино, даже в военные годы. У многих картины были в запуске, и они просто их продолжили здесь, потом взялись за новые картины. Вся техника была привезена сюда составами. И я знаю такой интересный парадокс: приезжают иностранцы в Алматы, и они знают, что здесь был ЦОКС. Они просят пойти на "Казахфильм" и показать им. Потому что там уникальные камеры остались, какая-то сумасшедшая раритетная техника. Это прекрасно все знают", — рассказывает Сакулинский. 

Какие детали останутся в сценарии – неизвестно. Но некоторые в фильме будут точно. 

"Был такой Мейерхольд, режиссер знаменитый (Всеволод Мейерхольд, расстрелян в 1940 году "за измену родине", признательные показания дал под пытками, позже посмертно реабилитирован). Эйзенштейн был его учеником. И он взял чемодан с архивом Мейерхольда, вывез его сюда. Он рисковал очень сильно, потому что, если бы это нашли…", – говорит Андрей Сакулинский. 

Как жили в Алма-Ате мэтры советского кино?

Быт эвакуированных складывался по-разному. В военные годы в Алма-Ату приехали десятки тысяч человек. Квадратные метры были роскошью. Из всего многообразия жилищных условий выделялся дом, прозванный в народе "лауреатником". 

Нетрудно догадаться почему – селили в него знаменитостей, в том числе лауреатов Сталинской премии. Кроме Эйзенштейна, здесь жили Всеволод Пудовкин, братья Васильевы, Иван Пырьев, Сергей Прокофьев, Михаил Жаров, Лидия Смирнова, Николай Крючков.

Мешочек с письмами, найденный спустя много лет
© Photo : предоставлено Айжан Канатовой - внучкой Дуйсена Альжанова
Вот как описывала "лауреатник" театральный деятель Наталья Сац, которая оказалась в Алма-Ате после освобождения из ГУЛАГа. Позже, осенью 1945 года,  Наталья Ильинична откроет Алма-Атинский театр юного зрителя и будет на протяжении 13 лет его руководителем. 

В своей автобиографической книге "Новеллы моей жизни" она рассказывает об актере Николае Черкасове, которым восхищалась. 

"Сейчас он снимается в Алма-Ате в фильме Эйзенштейна "Иван Грозный". Живет, верно, в "люксе" лучшей гостиницы. Оказалось, нет: в двухэтажном домике, прозванном остряками "лауреатником". Вспоминаю, как отправилась туда. Он был похож на курятник, этот дом. Низкие потолки, коридорная система, у каждого лауреата по комнате с одним окном. Вход со двора. Там на веревке сохли чьи-то рубашки. Война. Эвакуация. Здесь у каждого своя кровать — и это роскошь. Только дом пуст: съемки идут днем и ночью. Сейчас я вспоминаю этот "лауреатник" с улыбкой, но тогда созерцала эту обитель как дворец, — снизу вверх. Вошла в незапертую дверь и застыла. По этому полу, этим половикам ходят Черкасов и Эйзенштейн!". 

Учитывая, что условия в "лауреатнике" считались вполне себе приемлемыми по меркам военной эвакуации, до каких пределов могли доходить бытовые условия кинодеятелей рядовых – можно только представить. Многие сотрудники киностудии жили впроголодь. Более-менее приличные пайки полагались заслуженным деятелям. Остальным еды явно не хватало. Приходилось проявлять смекалку — рисовал карточки на суп, или на хлеб. Когда о фальшивых карточках узнали, художников едва не привлекли к уголовной ответственности.

Кино войны

Условия были непростыми. Электричество давали только ночью. Поэтому днем в основном делались натурные съемки. Работа не прекращалась. За четыре военных года ЦОКС выпустила 23 полнометражных картины, 10 короткометражных.

Съемки фильма Иван Грозный
© Sputnik / Михаил Озерский
Съемки фильма "Иван Грозный"

Фильмы "Секретарь райкома", "Она защищает Родину", "Зоя", "Во имя Родины", "Непобедимые", "Нашествие", "Жди меня", "Фронт" были посвящены военной теме. 

Удивительно, но снимались в тяжелые годы и фильмы легкого жанра —  "Антоша Рыбкин", "Актриса", "Воздушный извозчик", "Беспокойное хозяйство", "Черевички", "Иван Грозный". 

На съемках Ивана Грозного, 1941 год
© Photo : Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК
На съемках "Ивана Грозного", 1941 год

Особое место в кинопроизводстве ЦОКСа занимали "боевые киносборники" – игровые короткометражки, предназначенные для отправки на фронт. Бытует легенда, что одна из киноновелл — "Сын бойца" в Красной Армии на передовой восприняли как документальную картину. Интересно, что сценарий для фильма писали не только Иосиф Прут, Сергей Михалков, но и Габит Мусрепов. 

К слову, сценарный цех был полон настоящими талантами.

По информации "Киноэнциклопедии Казахстана", подготовкой сценариев для ЦОКСа занимались кинематографисты эвакуированной Всесоюзной сценарной студии. Там работали Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Сергей Михалков, Константин Симонов, Леонид Леонов, Евгений Петров, Михаил Блейман, Алексей Каплер, Иосиф Прут, Семен Полоцкий, Лина Войтоловская, Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Ахмет Хусаинов, Абдильда Тажибаев, Кабыш Сиранов.

В январе 1944 года Алма-Атинская киностудия была переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов. 

В 1945 году, когда закончилась война, не все сотрудники эвакуированных студий уехали из Алма-Аты. Среди тех, кто остался — Ефим Арон, Владимир Файнберг, Михаил Аранышев, Вячеслав Левицкий, Павел Зальцман. 

По словам исследователя ЦОКСа Андрея Сакулинского, они просто полюбили этот город. 

"Часть из них все равно остались здесь. Они настолько срослись с Казахстаном. Есть эти фамилии. А многие за эти годы просто погибли здесь – от тифа, других болезней. Они похоронены на Центральном кладбище в Алматы. Как-то мы делали большой юбилей ВГИКа в рамках кинофестиваля "Евразия" (Сакулинский – представитель оргкомитета фестиваля – прим.), вот эти мэтры, приехав сюда, попросили, чтобы их свозили на это кладбище, они поклонились своим учителям, друзьям. Потому что их достаточно много здесь похоронено", — рассказывает он. 

Только от брюшного тифа за годы эвакуации умерли 215 человек из объединенной студии. 

Девятого января 1960 года Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов была переименована в киностудию "Казахфильм". Техника, технологии, а главное, профессионалы ЦОКСа, которые работали в столице Казахской ССР в самые трудные годы, и оставили замечательный след в истории города и страны – та благодатная почва, на которой вырос казахстанский кинематограф. 


Темы:
9 мая: этот день мы приближали как могли (199)
Теги:
кино, эвакуация, День Победы, Казахфильм, Казахстан
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik