07:55 27 Февраля 2020
Прямой эфир
  • USD378.36
  • EUR411.92
  • RUB5.76
Общество
Получить короткую ссылку
218031

Как экологический кодекс поможет изменить взгляды казахстанцев и почему казахстанские дети должны учить взрослых правильно сортировать мусор, рассказал вице-министр экологии

НУР-СУЛТАН, 14 фев — Sputnik, Жания Уранкаева. Казахстану грозит мусорный коллапс - в стране собралось отходов на 42 футбольных поля. Смог, угольная сажа, кислотные дожди стали привычными для ряда крупных городов республики. О том, как выбираться из "ямы" отходов и решать вопросы охраны природы, корреспонденту Sputnik Казахстан рассказал вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Ахметжан Примкулов.

О новом экологическом кодексе

– Ахметжан Абдижамилович, сейчас в стенах мажилиса рассматривается новый экологический кодекс. Назовите главные его пункты, которые помогут нам в решении основных проблем.

– Экологический кодекс разрабатывался не один год. У нас сложился стереотип, что экологи должны штрафовать, а экокодекс нужен для наложения штрафов на крупные предприятия. Сейчас мы вводим понятие "загрязнитель платит", поэтому разрабатываются экономические стимулы, чтобы бизнесу было дешевле вкладываться в свое предприятие, чем платить штрафы, при этом размер штрафов мы увеличиваем в десять раз.

Вице-министр экологии Ахметжан Примкулов
© Sputnik / Владислав Воднев
Вице-министр экологии Ахметжан Примкулов

Важнейшим пунктом этого документа является вопрос внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Для чего это нужно? Крупные предприятия, на которых мы планируем распространить опыт НДТ, являются источниками загрязнения окружающей среды. Поэтому мы понимаем, что нужно создать экономические стимулы, чтобы предприятия вкладывались в сферу охраны окружающей среды, чтобы им это было выгоднее, нежели оплачивать ежегодные штрафы.

Сейчас немало споров на тему того, смогут ли предприятия потянуть эти расходы. Важно понимать, что НДТ мы будем внедрять только на крупных предприятиях. В рамках экологического кодекса есть нормы, по которым при получении комплексного экологического разрешения предприятия освобождаются от уплаты за эмиссию в окружающую среду. В среднем эта сумма в год достигает 90 миллиардов тенге (около 240 миллионов долларов).

Черный снег выпал в Темиртау: экологи выяснят, кто виноват - видео

В среднем каждое предприятие платит 1,5-2 миллиарда тенге. А мы освобождаем их от уплаты этих денег и даем десять лет для перехода на НДТ. Получается, что при переходе на НДТ предприятиям не придется ежегодно тратиться на природоохранные мероприятия. За десять лет в период внедрения НДТ выходит порядка 2 триллионов тенге. Этих средств хватит на то, чтобы вложиться один раз и забыть об эмиссии на десять лет.

Также в рамках нового кодекса мы ставим задачу по внедрению механизмов зеленой экономики. Мы понимаем, что экология – дорогостоящее мероприятие. Но как бы это дорого ни стоило, мы должны с этим что-то делать. Если оставлять выбросы в том же виде, что сейчас, то через десять лет объем выбросов вырастет в полтора раза. Сейчас 2,4 миллиона тонн, через десять лет с учетом роста объемов экономики ждем 3,6 миллиона тонн выбросов.

Кислотные дожди в Алматы спровоцированы выбросами- эколог

– Сколько времени уйдет на определение предприятий, которые будут внедрять НДТ?

– Сейчас началась работа по технологическому аудиту, после этого мы сможем сказать о количестве предприятий, которые "потянут" НДТ.

Техаудит проводит Международный центр зеленых технологий. Там работают как местные, так и иностранные специалисты. На эту работу мы планируем потратить полтора года, еще два года потребуется на подготовку справочника по НДТ. И 2024-2025 годы будут периодом для перехода на НДТ и получения комплексных экологических разрешений.

Кроме этого, сейчас министерством определен перечень 50 предприятий, которые за последние три года произвели наибольшее количество выбросов. С ними и ведется активная работа.

– У нас достаточно предприятий, которыми руководят иностранные граждане. Что предусматривается в новом кодексе, чтобы иностранцам, которые руководят предприятием дистанционно и не дышат смогом и сажей ежедневно, был стимул и обязательство вкладываться в экологичность предприятий?

– У нас много предприятий и руководителей. И их позиция в области охраны окружающей среды тоже различна. Из года в год позиция общества и государства становится жестче и критичнее. В конце 2018 года предприятие "АрселорМиттал Темиртау" заплатило свыше миллиарда тенге штрафов (более 2,6 миллиона долларов) за "черный снег". 

Экологический кодекс
© Sputnik / Владислав Воднев
Проект экологического кодекса

Но мы не ограничиваемся лишь санкциями, мы прорабатываем детально с ними их природоохранные мероприятия. Они обязаны с нами согласовывать вопрос источников фильтров и замену технологической цепочки. Такой план проработки у нас есть с каждым крупным предприятием.

Мы понимаем, что от очередных штрафов - даже миллиардных - экология не станет лучше. Нужно понимать, что это не только дорогостоящий процесс, но и длительный. К примеру, Европа по пути внедрения НДТ шла 15 лет. У нас нет столько времени, поэтому мы позицию уполномоченного органа ужесточаем и намерены ее отстаивать.

В Павлодаре нет ни одного парка, заявили экологи

Закончится ли в Казахстане мусор

– В новом экологическом кодексе прописана технология Waste to Energy, по которой мусор после сортировки будут сжигать, а тепло, полученное во время этого процесса, перенаправлять в город. Как Минэкологии будет внедрять эту технологию и сколько потребуется времени, чтобы очистить землю Казахстана от 42 полей мусора, который мы успели накопить?

– Технология Waste to Energy – термическая утилизация отходов с попутной выработкой тепла или энергии. Это европейский опыт, Южная Корея, Япония тоже ее применяют. Для ее внедрения будет необходима обязательная сортировка отходов, мы не будем сжигать все подряд. Ежегодно в стране накапливается более пяти миллионов тонн отходов. Если мы к этому вопросу не придем, то количество свалок и полигонов вокруг городов увеличится в десятки раз.

Вице-министр экологии Ахметжан Примкулов
© Sputnik / Владислав Воднев
Примкулов: "Количество свалок и полигонов вокруг городов может увеличиться в десятки раз".

Сейчас мы прописываем жесткие директивы в законе по европейским стандартам. К примеру, в Париже мусоросжигающий завод стоит в центре города и сжигает до одного миллиона тонн в год. С учетом жестких экотребований опасения о выбросах этих заводов необоснованны. Эту тему мы прорабатываем, есть ряд потенциальных инвесторов и крупные предприятия, которые строят такие заводы по всему миру.

Для реализации этого проекта необходимо выделить землю, подготовить инфраструктуру с подключением к электросети и возможность сбора отходов в одном месте. Мы планируем, что такие заводы появятся в Нур-Султане, Алматы, Восточно-Казахстанской области, Актобе - там, где есть большой объем отходов. В будущем при каждом областном центре такие заводы могут открыться.

В Казахстане создадут новую систему мониторинга экологии

– То есть мы вслед за Швецией в скором времени будем испытывать дефицит отходов?

– В Европе нехватка мусора связана как раз с тем, что большой объем отходов сжигается. Мы считаем, что Waste to Energy позволит нам из 100% мусора сортировать до 25%, а остальное отправлять на утилизацию и сжигание. Швеция сейчас экспортирует отходы для того, чтобы от тепла этих заводов получать электроэнергию. Нам нужно принять кодекс, и после можно будет предметно разговаривать с инвесторами. Пока эта сфера инвестиционно непривлекательна, и говорить о том, что в Казахстане, как и в Швеции, закончится мусор, пока рано.

– У нас помимо явных экологических проблем есть одна большая, в которой тонут любые идеи и начинания – это коррупция. Какова вероятность того, что все, что сейчас будет прописано в экокодексе, не погрязнет в этой нашей национальной беде и на выходе состояние экологии не ухудшится еще больше?

– У нас есть оценка воздействия на окружающую среду. Это основной регуляторный документ, который крупные предприятия должны получить, когда они начинают свою деятельность. Если раньше на стадии прохождении оценки общественность участвовала один раз, то сейчас на всех четырех этапах принятия решений эти вопросы согласуются с общественностью.

Ежедневно общественность, госорганы и СМИ отслеживают ситуацию, поэтому у людей, ответственных за это, не может быть иллюзии, что они могут "выбрасывать" что-то в атмосферу и им за это ничего не будет.

Экологическая культура казахстанцев

– В вопросах экокультуры мы часто слышим призыв –– начните с себя. Хотелось бы узнать, вы, как человек, приложивший немало усилий для создания нового экологического кодекса, сортируете ли мусор? Если да, то как пришли к этому?

– Если говорить обо мне и моей семье, то мы сдаем в обязательном порядке батарейки и лампочки в пункты сбора. Мы часто обсуждаем этот вопрос. К примеру, полиэтиленовые пакеты плотно вошли в нашу жизнь и было непросто от них отказаться. В нашей семье в течение двух месяцев мы переходили к многоразовым сумкам.

Вице-министр экологии Ахметжан Примкулов
© Sputnik / Владислав Воднев
Вице-министр: "В течение двух месяцев моя семья переходила ко многоразовым сумкам вместо полиэтиленовых пакетов"

В плане разделения мусора, не буду обманывать, пока мы не ведем активную сортировку. Это связано с недостаточной инфраструктурой: даже если собирать все раздельно, то куда его сдавать. Об этом знает небольшой процент населения. Мы работаем над этим в том числе и дома.

Сейчас во всех школах Казахстана ввели экочасы, и мы понимаем, что себя воспитывать сложнее всего, но мы идем к этому.

– В прошлом году о проблеме экологии громче всех говорила школьница из Швеции Грета Тумберг. У нас, в Казахстане, есть амбассадор, который готов нести экознамя в народ?

– Сейчас экология - новый тренд, и отрадно, что главы государств не оставляют эти вопросы и принимают меры по улучшению экоситуации в мире.

Мы не остаемся в стороне, недавно наше министерство провело экослет, и мы видели, что в Казахстане достаточное количество людей, занимающихся вопросами экологии, в том числе и среди школьников.

– Если смотреть на экодвижение в Казахстане, то чаще всего это молодые активисты. И грустно, что среди тех, кто готов говорить и вкладываться в вопросы экологии, нет наших уважаемых казахстанцев среднего и старшего возраста. На ваш взгляд, сколько времени потребуется на то, чтобы наши агашки подхватили тренд и стали жить более экологично?

– Я считаю, что это возможно. Не зря мы экочасы начали со школы. Так как, когда твой ребенок приходит со школы и говорит: "Папа, давай не будем использовать целлофановый пакет, кидать в урну, и давай меньше выбрасывать", любой родитель начинает менять свое мировоззрение.

При этом мы понимаем, что экокультуру нужно прививать годами. Работа должна быть системной. Это должно стать нормой для большинства - так же, как и спорт. Десять лет назад о триатлоне никто и не думал, а сейчас тысячи людей бегают, получают лицензии и ратуют за ЗОЖ.

Я понимаю, что про экологию проще говорить, чем самому выполнять ее каноны, но это все вполне реализуемо.

Как старые холодильники помогут экологии

Истребимы ли целлофановые пакеты

– Ахметжан Абдижамилович, скажите, пожалуйста, почему мы так быстро забыли времена, когда бережно мыли пакеты и использовали их не одну неделю, и стали так неистово использовать целлофан? И развейте миф о биоразлагаемых пакетах. Насколько сейчас реально за 20 тенге покупать биоразлагаемый пакет?

– Целлофановые пакеты раньше были дефицитом, стоили в разы дороже, поэтому и отношение к ним было другое. Сейчас пакеты стали очень доступными, поэтому их стало так много.

Что касается биоразлагаемых пакетов, то они существуют. Другой вопрос, что нерадивые предприниматели под этим брендом могут продавать обычные пакеты, которые не разлагаются.

Пешеходы
© Sputnik / Владислав Воднев
Пешеходы

Не могу сказать по стоимости биоразлагаемых пакетов, но этот сегмент рынка растет каждый год, и тренд идет.

– Будет ли Минэкологии выступать за запрет использования целлофановых пакетов? И почему этого пункта нет в новом кодексе?

– Экологический кодекс сейчас на рассмотрении, и не исключено, что норма по запрету войдет в итоговый документ. Но нам, прежде чем что-то запретить, нужно предложить альтернативу. Поэтому этот вопрос на стадии обсуждения.

Долго ли мы будем дышать смогом

– Алматы, Нур-Султан, Усть-Каменогорск, Темиртау, Павлодар… Эти города объединяет одна серьезная экопроблема – вопрос чистого воздуха. Как долго еще люди будут дышать грязным воздухом?

– Начнем с того, что в каждом из перечисленных вами городов своя специфика. К примеру, смог в Алматы связан с несколькими причинами. Это географическое положение города и его плохая продуваемость, второе – большое количество автомобилей и вопрос ТЭЦ-2, который работает на угле. Сейчас рассматривается вопрос перевода ТЭЦ на газ или установки очистных сооружений, которые будут минимизировать выбросы.

В Нур-Султане частный сектор отапливается на угле, поэтому газификация города решит вопрос выхлопов.

Виды города Нур-Султан зимой
© Sputnik / Владислав Воднев
Виды города Нур-Султан зимой

В других городах стоит вопрос крупных предприятий, которые выбрасывают в воздух вредные отходы. По каждому предприятию есть план, по которому они обязаны снижать уровень выбросов.

В рамках нового экокодекса мы ужесточаем требования и стимулируем крупные предприятия на то, чтобы они переходили на НДТ. Назвать конкретные сроки, когда все это сработает и будет полностью решен вопрос выбросов, сложно. Для каждого региона свои сроки, но работать будем со всеми. Каждый акимат разрабатывает целевые показатели качества окружающей среды. Каждый регион разрабатывает их с учетом своих задач и целей, при этом они не могут игнорировать вопросы охраны окружающей среды.

Министерство экологии пригласило активистов в экспертные советы

– На ваш взгляд, когда казахстанцы начнут массово пересаживаться со своих внедорожников на электрокары, велосипеды, автобусы? Готовы ли сотрудники Минэкологии возглавить это движение и весной передвигаться на электросамокатах?

– Интересный вопрос. Нужно понимать, что вопросы выбора транспорта продиктованы погодными условиями. В Нур-Султане на велосипедах и самокатах долго не поездишь…

Что касается электрокаров, то большого спроса и бума на зарядные станции у нас пока нет. К нам пока никто не обращался с просьбой поставить зарядку в том или ином регионе. Но нужно понимать, что мы должны к этому идти совместно. Поднимать экокультуру, прислушиваться к мировым трендам и нести экологичность в массы.

Что известно о вице-министре экологии - интересные факты

По теме

Мы заточены на то, чтобы решить проблему с экологией – аким Алматы
Зарплата, экология и судьба Белки: аким Алматы ответил на злободневные вопросы
Правда ли, что Арал "дышит", или Почему "зеленые" не влияют на экологию
Слив нечистот в Алаколь: главный санврач и министр экологии прокомментировали видео
Теги:
промышленность, предприятие, пакет, смог, вредные выбросы, выбросы, экология, Казахстан
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik