Жертвы мужей-тиранов отказываются заявлять в полицию: что изменят в законодательстве

© Sputnik / Абзал КалиевДевушка закрыла лицо руками, иллюстративное фото
Девушка закрыла лицо руками, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Проект закона "О противодействии семейно-бытовому насилию" одобрен в первом чтении на пленарном заседании мажилиса парламента

НУР-СУЛТАН, 23 сен — Sputnik. Наделить участкового правом выносить защитное предписание предлагается в законопроекте "О противодействии семейно-бытовому насилию". Как будет работать новая норма, рассказал заместитель министра внутренних дел Алексей Калайчиди, отвечая на вопросы депутатов мажилиса парламента.

Депутат Светлана Бычкова отметила, что в настоящее время защитное предписание с перечнем требований к нарушителям выносится только по просьбе потерпевшей стороны. Но на практике потерпевшие часто отказываются, потому что находятся в зависимости от агрессора.

"Для защиты потерпевших депутатами в законопроекте предлагается дать возможность полицейским самостоятельно принимать решение о вынесении защитного предписания. Каким может быть правоприменительный механизм в данной практике?" - спросила она у Калайчиди.

Замминистра внутренних дел поблагодарил депутатов за предложение нормы в законопроекте и привел статистику.

"Простую статистику приведу: за восемь месяцев этого года к нам поступили порядка 130 тысяч обращений по признакам бытового насилия. В итоге по 2,5 тысячи возбудили уголовное дело, порядка 30 тысяч – административное производство. По всем остальным потерпевшие отказались, и мы не смогли никакие меры принять", - указал Калайчиди.

Полицейские придумали кодовое слово – помогло ли оно жертвам бытового насилия

Он напомнил, что президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании определил участкового ключевой фигурой профилактики бытового насилия.

"Что касается критериев, по которым будет приниматься решение: на месте (будет проводиться) опрос проживающих с правонарушителем, соседей. Второе - совместно с органами образования и здравоохранения психологическое освидетельствование потерпевших. И есть у нас совместный приказ. В нем описаны разные критерии бытового насилия, согласно которым участковый будет принимать решение по вынесению защитного предписания, оно выдается на 30 суток", - сказал замминистра.

По словам министра, в защитном предписании предусмотрены основные меры - запрещение употребления спиртных напитков, совершения бытового насилия, запрет приближаться к потерпевшим.

Истории жертв бытового насилия в Казахстане

"За неисполнение защитного предписания предусмотрена административная ответственность", - указал Калайчиди.
Отметим, что согласно статье 461 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, за нарушение защитного предписания, вынесенного органом внутренних дел, предусмотрено предупреждение либо административный арест на срок до пяти суток.

При этом правозащитники отмечают, что такой вид наказания не работает и не защищает жертву. Подробнее об этом можно прочитать в материале Sputnik Казахстан.

Нужно вернуться к советской практике

Вопрос эффективности защитных предписаний поднял и спикер мажилиса парламента Нурлан Нигматулин.

"Что касается нормы о праве полицейского вносить защитное предписание, перечень требований к правонарушителю - это очень правильно. У нас что происходит сейчас - приехал полицейский на вызов, пригрозил на словах и уехал. И это повторяется постоянно, потому что у полицейских, образно говоря, руки связаны. Связаны, в первую очередь, отказом жертвы от защитного предписания", - констатировал он.

По мнению спикера, предложенные депутатами нормы лишают дебоширов возможности уходить от справедливого наказания, запугивая жертву расправой и другими угрозами.

За время пандемии в Казахстане от бытового насилия погибли 33 человека

Однако необходимо создать "абсолютно прозрачный механизм реализации данной нормы, который будет объективным", отметил он. Нигматулин предложил исключить влияние человеческого фактора при принятии участковым подобного решения.

"В чем вопрос - один полицейский принципиальный, второй может быть непринципиальным. Необходимо минимизировать влияние человеческого фактора со стороны работников правоохранительной системы. Здесь не обойтись без четкого подзаконного акта", - сказал спикер.

Он подчеркнул, что все эти критерии оценки определяются не только МВД, но и Минздравом, Минтруда, Минобразования.

"С 2014 года этот приказ действует. Сейчас получается, чтобы привлечь дебошира к ответственности, все пять органов должны провести экспертизу. И что получается - из десяти обращений только два доходят до суда. Забюрократизировали этим приказом все", - заявил Нигматулин.

Павлодарец ломал ребра своей жене: дело взял на контроль главный полицейский региона

Он рассказал, что на селекторном совещании, прошедшем накануне, первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев предложил вернуться к "советской практике".

"Кожаев сказал, что надо вернуться обратно к советскому периоду. Произошло бытовое правонарушение, поднял руку на жену, - он (дебошир) четко понимал, что (арест на) 15 суток будет, общественные работы будут. И нам нужно четко все прописать", - поделился Нигматулин.

Спикер мажилиса подчеркнул, что нужно создать простой понятный механизм единообразного прозрачного применения этой нормы.

"Депутаты отработали все нормы с Генпрокуратурой и МВД. А вы отработайте приказ 2014 года, его надо изменить, сделать доступным, прозрачным, чтобы правоприменительная практика была понятной, ясной. Верховному суду тоже нужно разъяснить правоприменительную практику. Все госорганы, я вижу, согласны, теперь нужно издать новый совместный приказ", - заключил Нигматулин, обращаясь к представителям ведомств.

Законопроект о противодействии бытовому насилию

Проект закона "О противодействии семейно-бытовому насилию" был инициирован депутатами мажилиса и сената парламента и внесен на рассмотрение в мажилис парламента 27 февраля 2020 года.

Он разработан в целях усовершенствования правовых, социальных, институциональных и организационных основ государственной политики по противодействию семейно-бытовому насилию.

Законопроектом предлагается:

  • упорядочить правовые механизмы реализации государственной политики в области противодействия семейно-бытовому насилию;
  • расширить понятийный аппарат;
  • ввести меры по ресоциализации правонарушителей путем прохождения психокоррекционной программы для изменения насильственного и агрессивного поведения правонарушителей;
  • конкретизировать компетенции уполномоченных государственных органов, усилив компетенцию полиции по контролю за правонарушителями при вынесении в отношении них защитного предписания;
  • закрепить права и гарантии безопасности пострадавших;
  • урегулировать вопросы общественного контроля за соблюдением законодательства в этой сфере;
  • ввести статистический мониторинг в сфере противодействия семейно-бытовому насилию, предусматривающий сбор, обработку и анализ информации, статистических данных;
  • закрепить права пострадавших на защиту, социальную помощь и другие.

Посягающий на традиционные семейные ценности контент будут блокировать

В ходе работы над законопроектом депутатами внесены поправки, уточняющие отдельные нормы и улучшающие содержание законопроекта.

На пленарном заседания мажилиса парламента 23 сентября законопроект одобрен в первом чтении.

Лента новостей
0