12:12 16 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD386.71
  • EUR429.17
  • RUB6.02
Режиссер из Казахстана Гульназ Балпеисова

Останутся сильнейшие: как казахстанка готовит актеров для Театра Вахтангова

© Sputnik / Сергей Пятаков
Театры и молодежь
Получить короткую ссылку
Алексей Стефанов
37020

Почти семь месяцев в Лаборатории при Театре Вахтангова ставили спектакль актеры, мечтающие попасть в труппу. Им ничего не обещали, но вознаградили за усердие

Это только кажется, что выпускники многочисленных российских театральных вузов тут же получают работу. Кому-то везет, кого-то замечают еще во время учебы, а кто-то годами пытается попасть на службу в любимый театр. Художественному руководителю Театра им. Евгения Вахтангова Римасу Туминасу ежегодно показываются сотни актеров, но принять всех в труппу, несмотря на шесть сцен, невозможно физически.

И все-таки Римас Туминас не может сказать "нет" людям, в которых видит талант и потенциал. Летом прошлого года родилась идея открыть при Театре Вахтангова Лабораторию. Эксперимент с девятью актерами, мечтающими попасть в Вахтанговский театр, был поручен Гульназ Балпеисовой, выпускнице режиссерской мастерской Туминаса. Правда, Римас Владимирович сразу предупредил – никаких гарантий он не дает, работать у Гульназ придется бесплатно, что из этого выйдет - неизвестно.

Людей театра на улице не оставляют

"Мы решили летом во время отпуска похулиганить. Взяли две пьесы Нины Садур – "Ехай" и "Замерзли" – и стали по ним работать. Это была зона эксперимента, – в нашем театре редко ставятся современные пьесы. Мы приглашали зрителей в нашу студию, показывали материал, а после просмотра вместе разбирали спектакль. Была обратная связь. Но к сентябрю у меня оставалось только четыре актера, остальные не выдержали и ушли. Поэтому мы оставили один спектакль – "Замерзли" – и продолжали над ним работать. Он прошел около восьми редакций", - вспоминает Гульназ Балпеисова, которая, как и ее ученики, работала в Лаборатории совершенно бесплатно.

Устраивать показы и обсуждать увиденный материал со зрителями она решила по примеру известного английского режиссера Питера Брука. Рассказывают, что его "Короля Лира", ставшего классикой, поначалу публика не приняла. И тогда режиссер отправился со спектаклем на гастроли по разным городам. Он сидел в зале со зрителями и отмечал моменты, которые живо обсуждала публика, после чего вносил в спектакль коррективы. Когда Брук привез "Короля Лира" в Москву, это был уже гениальный спектакль.

"Да, это, конечно, интересная проверка. Когда ты слышишь критику, хочется сразу убежать, а здесь надо было стойко слушать: с чем-то соглашаться, с чем-то нет, что-то обдумывать, принимать, проверять, пробовать и заново начинать", - говорит Гульназ.

Режиссер Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Гульназ Балпеисова
© Photo : из личного архива Гульназ Балпеисовой
Режиссер Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Гульназ Балпеисова

В феврале спектакль "Все будет" по пьесе "Замерзли" был готов, а на премьеру пришла сама Нина Садур. Гульназ очень волновалась перед встречей.

"Мы ее очень боялись. Для меня это была первая встреча с драматургом, по чьей пьесе я работала. До этого я ставила произведения драматургов, которые уже ушли в мир иной. И я понимала, что спектакль – это наша интерпретация, которая может с мнением автора не совпасть. Тем более что мы ввели дополнительного персонажа – охранника. Но, на удивление, Нина Садур вышла и сказала: "Такое ощущение, что я написала это вчера". А если драматург вам прощает вписанного персонажа, это очень приятно. Благодаря этой премьере случились два события: пьеса возродилась, и родились артисты", - говорит Гульназ.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Театр имени Евгения Вахтангова (@vakhtangov_theatre)

Когда мечта становится былью

Оказалось, что за усердием, самоотверженностью молодых актеров внимательно наблюдало руководство Вахтанговского театра. И когда все надежды уже практически угасли, им было сделано предложение – четверку взяли в театр стажерами, подписали с ними контракты и сейчас активно вводят в роли.

"Это была такая пусть и нечаянная, но проверка. К концу работы Лаборатории остались только люди нашего театра. Невозможное стало возможным - верных и отчаянных награждают. Хотя мы были готовы к тому, что покажем нашу премьеру и разойдемся", - поясняет режиссер.

Поставить спектакль в Казахстане

Для Гульназ Балпеисовой это был уже третий опыт проведения Лаборатории. Начинала преподавательскую деятельность Гульназ в родном Казахстане: пять лет назад, учась в Театральном институте имени Щукина, приехала домой в Актобе, зашла в областной театр драмы имени Т. Ахтанова, попросила пригласить всю русскую труппу из отпусков и предложила поработать с ними. На встречу пришло человек пятьдесят, работать в Лаборатории осталось 18 актеров, а в эскизе по Куприну сыграли и того меньше – 13 человек. Тренинг шел десять дней.

"Зачем я это делала? Хотела почувствовать, что происходит в таких городах, как Актобе. Картина оказалась плачевной. В театре чувствовалось отчаяние — мол, мы вообще никому не нужны. У нас же театром мало кто интересуется, вот деньги и не выделяют. Артисты закончили театральные вузы в Оренбурге, Омске, Саратове, вернулись домой и попали в периферийный театр. И тут приехала я - не с коммерческим, а с благотворительным проектом. Для них это было счастье. Хотя со стороны выглядело, наверное, смешно – приходит незнакомый режиссер в театр и говорит: "Здравствуйте, можно я у вас проведу Лабораторию просто так", - смеется Гульназ.

Поддерживать актеров в Казахстане режиссер Балпеисова готова и сейчас. Она снова вынашивает планы организации Лаборатории. А еще хочет поставить спектакль. Опыт у нее имеется – "Горе от ума" летом 2017 года на сцене Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Алматы. Однако после постановки она поняла, что работать нужно со своей командой.

"Сейчас я понимаю, чтобы работа была гармоничной, нужно ехать командой. Так, Римас Туминас никогда не работает без композитора Фаустаса Латенаса и сценографа Адомаса Яцовскиса. И видите, какие шедевры у них получаются. Один в поле не воин, а командой можно горы свернуть", - заключила Гульназ.

Теги:
Москва, театр
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik