03:33 26 Августа 2019
Прямой эфир
  • USD386.34
  • EUR427.25
  • RUB5.88
Девушка отдыхает на Триумфальной площади в Москве

Голоса в голове: каково быть единственным зрителем у Серебренникова и Дапкунайте

© Sputnik / Валерий Мельников
Театры и молодежь
Получить короткую ссылку
Ольга Малышева
222 0 0

Колумнист Sputnik Казахстан Ольга Малышева посмотрела в Москве все спектакли Мобильного художественного театра и рассказывает, каково быть единственным зрителем у Кирилла Серебренникова и Ингеборги Дапкунайте

Что такое "театр в кармане"

Действие спектакля "Свинарка и пастух" происходит на ВДНХ, где снимался одноименный фильм Ивана Пырьева, спектакля "Мастер и Маргарита" - вокруг Патриарших прудов, куда Михаил Булгаков поселил героев своего романа. Здесь нет сцены и даже физически не присутствуют актеры, а зритель может быть только один. Сам театр называется МХТ и помещается в вашем смартфоне.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Мобильный Художественный Театр (@mobile.theater)

МХТ (не путать с МХТ имени Чехова) – это Мобильный художественный театр, который появился в Москве весной этого года. Его художественным руководителем стал Михаил Зыгарь, который в нулевых был известен как военный корреспондент "Коммерсанта", а в десятых – как главный редактор "Дождя". Сегодня он автор историко-политических бестселлеров и со-основатель студии "История будущего", создавшей сериал для мобильных телефонов "1968. DIGITAL", а теперь еще и МХТ.

Как казахстанский уличный театр покорял Москву

Сейчас в афише МХТ три спектакля: "1000 шагов с Кириллом Серебренниковым", "Мастер и Маргарита" и "Свинарка и пастух". В августе запланирована премьера "Рок-Тверской" - совместной работы музыкального продюсера Михаила Козырева и драматурга Михаила Дурненкова.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Мобильный Художественный Театр (@mobile.theater)

Чтобы стать зрителем Мобильного художественного театра, достаточно скачать приложение и купить в нем билет (даже по алматинским меркам недорогой – 379 рублей/2 300 тенге). Затем зрителю предложат скачать аудиофайл и прийти на исходную точку маршрута, причем сделать это можно в любое удобное время и в любой компании. Или в одиночку, как поступила я.

Дапкунайте в роли Воланда и "Гелендваген" в роли трамвая

По сути, спектакли МХТ – это радиоспектакли, и слушать их можно даже без привязки к местности, правда, эффект будет несколько другой. Но форма здесь совершенно классическая, как, впрочем, и содержание – это то, что называется "пьеса с началом, серединой и концом". "Мастер и Маргарита", к примеру, - это дословное прочтение московских глав романа с некоторыми поправками: Мастер пишет не роман о Пилате, а сценарий к фильму о нем, Берлиоза на Патриарших сбивает не трамвай, а "Гелендваген", а приключения Воланда и его свиты озвучены через выпуски новостей голосами Ирады Зейналовой и Ксении Собчак.

Как сказка "Ер Тостик" превратилась в хоррор

Роль Воланда здесь читает Ингеборга Дапкунайте, Мастера – Юрий Колокольников, Берлиоза – Леонид Парфенов.

Звездный каст – похоже, главное достоинство спектакля, а если вы фанат новых театральных форм, то ничего сверхвпечатляющего для себя не откроете, кроме, разве, самого факта, что театр в данный момент времени вы несете в собственном кармане. Зато для тех, у кого театр должен быть "с колоннами", эффект может быть существеннее – ровно такой же текст вы могли бы слышать после третьего звонка на любой традиционной сцене (в МХТ, кстати, тоже есть третий звонок), только сцены нет. И театра нет. И вы посреди улицы.

Как билетная мафия сделала театр недоступной роскошью

Спектакли-променады для Москвы, конечно, не новость. Здесь уже не первый год существует и легендарная франшиза Remote X немецкой театральной группы Rimini Protokoll, и немало локальных проектов подобного формата. МХТ в этом смысле – рай для нелюбителей коммуникаций внутри зрительской группы: от самой идеи этой самой группы легко отказаться. Однако никто ее не запрещает: достаточно прийти компанией и включить трек одновременно.

Есенин, Маяковский и Толстой в одном районе

Итак, если в "Мастере и Маргарите" основной упор сделан на текст романа и лишь вскользь упоминаются географические объекты (есть, однако, интересная сцена с полетом Маргариты, которая разворачивается на реально существующих качелях на Триумфальной площади), то "1000 шагов с Кириллом Серебренниковым", напротив, - это объемный аудиогид по небольшому району.

Самые необычные театральные площадки мира - фото

Зрителю устраивают экскурсию по Пречистенке и Остоженке и переулках между ними, которая озвучена голосом театрального режиссера Серебренникова. В те полтора года, когда он находился под домашним арестом, ему разрешалось гулять только одним маршрутом. Этот маршрут и предложен аудитории.

Режиссер, художественный руководитель театра Гоголь-центр Кирилл Серебренников, архивное фото
© Sputnik / Рамиль Ситдиков
Режиссер Кирилл Серебренников, архивное фото

В этом спектакле разворачивается масштабная историческая драма, главными героями в которой выступают бывшие жители района – Сергей Есенин и Айседора Дункан, Владимир Маяковский и Нора Полонская, Иван Тургенев, Лев Толстой, Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Петр Кропоткин, Федор Шехтель и еще десятки других. Как говорит создатель "1000 шагов" Михаил Зыгарь (а он тут и драматург, и режиссер), всех этих персонажей объединяет тот факт, что они творили на благо родины и были ею в итоге уничтожены.

Двойник Димаша Кудайбергена собирает аншлаги в Алматы

Сам Кирилл Серебренников появляется в спектакле как персонаж только в самой последней сцене, когда зритель вместе с его голосом доходит до границы разрешенного для прогулок района. За этой границей – Крымский мост, Москва-река, и вообще красота, при хорошей погоде особенно. Но Серебренникову туда нельзя, и он оставляет человека в наушниках в одиночестве. Тут политический контекст оказывается настолько приближенным по времени, что трогает даже больше и без того достаточно страшных историй прошлого и позапрошлого веков, которые звучали полтора часа до этого.

История войны и репрессий в формате мыльной оперы

"Свинарка и пастух", самый свежий спектакль МХТ, созданный для фестиваля "Вдохновение" и к 80-летию ВДНХ, соединяет в себе географичность "1000 шагов" и сюжетность "Мастера и Маргариты". Главным повествователем выступает Чулпан Хаматова, а роли осовремененных свинарки и пастуха играют актеры "Гоголь-центра" китаянка Ян Гэ и американец Один Байрон.

Это история, которая происходила вокруг съемок фильма 1941 года, история войны и репрессий, которая переплетается с легкой до наивности линией отношений современной пары – пастуха, который пасет бычков дронами, и владелицы сети ресторанов, где подают свинину "из пробирки". Получается что-то похожее на мыльную оперу, милое и несложное, но точно сделанное по всем законам драматургии. Не то чтобы особенно впечатляющее, однако полутора часов времени на "Свинарку и пастуха" совсем не жалко, тем более что спектакль может заменить собой экскурсию по главной аллее ВДНХ.

Как казахстанка готовит актеров для Театра Вахтангова

Про павильон Казахстана там тоже немного есть (и еще один любопытный для нас факт: Пырьев заканчивал съемки своего фильма в Алма-Ате в эвакуации, правда, в спектакле об этом не говорится).

Формально МХТ очень похож на предыдущую работу студии "История будущего" - сериал о 1968 годе. Это некое промежуточное явление между современным искусством и массовой культурой, где главным проводником выступают технологии. Это все работает на идею отказа от привязанности к локациям и погружения в мир, где смартфон становится главнейшим из путей связи не только человека с человеком, но и со всей средой и с любыми институциями. В конце концов, есть в этом что-то романтичное – всегда иметь театр под рукой.

Теги:
Москва, театр
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik