АСТАНА, 24 фев — Sputnik. Спикер сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев считает, что необходимо законодательно исключить случаи конфискации имущества бизнесменов за правонарушения и преступления, не связанные с их предпринимательской деятельностью.
В ходе парламентских слушаний "О законодательном обеспечении защиты прав и интересов бизнеса" в пятницу председатель сената отметил, что в национальное законодательство страны уже внесены поправки, улучшающие положение предпринимателей. Но, по его оценке, работы в этой сфере еще много, поскольку законы, регулирующие отношения бизнеса и государства, пока далеки от совершенства.
Двусмысленная конфискация
Самым ярким примером такого несовершенства являются случаи конфискации имущества бизнесменов по делам, не связанным с их предпринимательской деятельностью. "В принципе, наше законодательство запрещает конфискацию собственности, заработанной законным путем и не являющейся средством достижения преступных целей. Но на деле, как мы видим, суды выносят прямо противоположные решения, порождающие обоснованные подозрения относительно отъема и передела собственности. Свое веское слово в защиту собственности граждан должна сказать Генеральная прокуратура", — заявил Токаев.
Он также отметил, что число преступлений, совершенных в сфере экономики в 2016 году, снизились наполовину, при этом уменьшение количества преступлений, связанных с лжепредпринимательством, составило свыше 60 процентов.
"В рамках реализации недавнего послания президента нам следует продолжить законодательную работу по декриминализации преступлений в экономической сфере, следует вдумчиво подходить к применению санкций за правонарушения в предпринимательской деятельности. Нужно по-новому посмотреть на статью Уголовного кодекса о лжепредпринимательстве, которая зачастую слишком широко трактуется, нанося ущерб интересам большого круга предпринимателей", — сказал Токаев.
МСБ не приживается и не развивается
Малый же и средний бизнес, оставаясь наедине с госорганами, не выживает. Либо даже намеренно не развивается, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. "То есть говорить о реальной диверсификации экономики пока не приходится, — констатировал Токаев. — А вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны не превышает 25%. Он в основном задействован в сферах торговли и сельского хозяйства. В развитых же странах сектор МСБ является основной экономики и обеспечивает более 50% ВВП", — заметил он.
По мнению спикера сената, в стране требуется переориентация государственного контроля и надзора с "выявления и наказания" на "профилактику и предупреждение", создание условий для развития саморегулирования бизнеса.
Найдем и накажем, примерно и системно!
В ответ на эти замечания министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов сообщил, что его ведомством в прошлом году уже были выявлены "грубые, системные нарушения законодательства со стороны государственных органов и операторов программ государственной поддержки" в отношении бизнесменов. К наиболее распространенным из них глава экономического ведомства отнес проверки с нарушением порядка извещения о них и порядка привлечения к административной ответственности по результатам этих проверок.
"Так, только четырьмя госорганами допущено 2 231 правонарушение, из них 49% приходится на нарушения, связанные с неуказанием в актах о назначении проверки проверяемых требований, 35% — на ненадлежащее составление актов о результатах проверки, 7% — на проведение проверки без вручения либо несвоевременного вручения акта о назначении проверки, — сообщил Сулейменов. — Еще десятью регулирующими госорганами допущено более 1 500 фактов нарушений прав предпринимателей при рассмотрении их заявлений о выдаче разрешений. Из них 48% составляют нарушения срока выдачи отказов в связи с представлением заявления неполного перечня документов, 14% — несоблюдение сроков выдачи либо отказа в выдаче разрешительных документов, 10% — нарушение порядка выдачи разрешительных документов", — добавил он.
Правда, стало ли от этого легче бизнесу, министр не упомянул. Зато пообещал, что его ведомством совместно с заинтересованными госорганами и НПП "Атамекен" до конца марта будет завершена ревизия государственных контрольно-надзорных функций, по результатам которой будут внесены в правительство предложения по их сокращению. Видимо, после этого можно будет вернуться к разговору о том, насколько бизнесу стало легче дышать: в прошлом году разрешительную систему в Казахстане сократили наполовину, однако проблем у бизнеса, судя по всему, меньше в сфере разрешений не стало.