00:41 21 Мая 2019
Прямой эфир
  • USD378.90
  • EUR422.74
  • RUB5.87
Инвалидная коляска

Правозащитники обеспокоены положением детей-инвалидов в Казахстане

© Sputnik / Кирилл Каллиников
Образование
Получить короткую ссылку
101 0 0

Большинство детей с инвалидностью в Казахстане не получают качественного инклюзивного образования

АЛМАТЫ, 14 мар - Sputnik. Казахстанская система образования изолирует детей с инвалидностью от общества. К такому выводу пришли эксперты международной правозащитной организации Human Rights Watch. Согласно проведенному исследованию, дети в закрытых психоневрологических учреждениях интернатного типа практически не получают должного образования.

"Препятствием для инклюзивного образования в Казахстане являются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), оказываемые врачами и специалистами в сфере образования. Именно эти люди выдают заключение о том, в какой школе должен учиться ребенок. Если говорить о важности заключения ПМПК, то формально это является рекомендацией. Но многие родители говорили нам, что без такой рекомендации детей не принимают в школу. Кроме того, по их словам, обследования, проводимые этими специалистами, были поспешными и поверхностными", - сообщила старший исследователь Human Rights Watch по Центральной Азии Мира Ритман на пресс-конференции в Алматы.

По ее мнению, дети с инвалидностью должны быть обеспечены услугами ассистентов, которые оказывают необходимую в классе помощь в усвоении школьного материала, уходе за собой, учебниками со шрифтом Брайля, адаптированными и в аудиовизуальном формате, преподаванием на языке жестов для неслышащих.

"Мы проинспектировали так называемые инклюзивные школы в Алматы и обнаружили, что дети могут сталкиваться с такими препятствиями, как отсутствие специальных материалов. Физически им сложно передвигаться по школе. По нашей информации, те, кто окончил спецшколу, не могут в силу некоторых обстоятельств получить высшее образование", - отметила Ритман.

По заявлению эксперта, родители детей с инвалидностью неоднократно сталкивались с проблемами в получении доступа к инклюзивному образованию, пытаясь отдать ребенка в детские сады.

"На законодательном уровне родители имеют право выбора между общеобразовательными и коррекционными дошкольными учреждениями, однако на практике в некоторых общеобразовательных детских садах отказывались принимать детей с инвалидностью", - добавила Ритман.

Возвращаясь к теме ПМПК, эксперт заявила, что необходимо законодательно прописать, что это заключение не является обязательным требованием для зачисления в общеобразовательную школу.

"К обследованию должны привлекаться лица, которые осведомлены о способностях ребенка и необходимых ему приспособлениях", - заявила Ритман.

Присутствующая на пресс-конференции студентка Акбота Онгарова неоднократно сталкивалась с такой проблемой, как отсутствие инфраструктуры для людей инвалидностью.

"Я четыре года обучалась в художественной школе. Мне было сложно подниматься на верхние этажи, передвигаться было затруднительно. На протяжении всей учебы меня мама каждый возила и забирала на такси. Мне стало легче, когда в городе появилось инватакси. Но финансирование проекта прекратилось и он скоро закроется", - рассказала девушка.

Обсуждение темы инклюзивного образования Мира Ритман резюмировала тем, что правительство Казахстана должно разрешить детям с инвалидностью учиться в общеобразовательных школах и оказать им поддержку, которая позволила бы таким школьникам успешно учиться наравне с другими.

Теги:
инвалид, инклюзивное образование, дети, инвалидность, школа
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik