Суровая кара: что делали с насильниками в казахской степи

Подписаться
У казахов еще во время ханов сексуальное насилие считалось тяжким злодеянием. Как вершилось правосудие и что делали с насильниками 300 лет назад в степи?

НУР-СУЛТАН, 21 сен – Sputnik. Изнасилование хотят перенести в категорию тяжких преступлений в Казахстане. Преступников намерены сажать в тюрьму на срок до восьми лет (сейчас по части 1 статьи 120 Уголовного кодекса наказание – от трех до пяти лет). За сексуальное насилие в казахской степи приговаривали к смертной казни. Такое наказание было прописано в своде законов Тауке хана "Жеті жарғы" (Семь установлений) в XVII-XVIII веках. Но некоторые могли избежать кары, рассказала Sputnik Казахстан кандидат исторических наук Индира Акылбаева.

За сексуальное насилие назначали смертную казнь или штраф

В Казахском ханстве запрещались воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние и кровосмешение. Преступников, по закону Тауке хана, могли казнить или потребовать с них кун – штраф.

В те времена посредниками, которые занимались примирением сторон, были бии. Сегодня их назвали бы медиаторами.

"Изнасилование приравнивалось убийству, но виновный с согласия родителей мог жениться на изнасилованной с уплатой условленного калыма (плата, выкуп - Sputnik) за бесчестие", - поделилась со Sputnik Казахстан профессор Казахского гуманитарно-юридического университета Индира Акылбаева.

Обидевший женщину был обязан попросить прощения. Если пострадавшая не прощала насильника, он платил "бесчестие" - штраф за оскорбление чести. Равнялся он 200 лошадям.

В степи также действовал закон возмездия, кровной мести за кровь и увечье, уточнила Акылбаева.

Токаев поручил ужесточить наказание за сексуальное насилие

Жизнь мужчины ценилась выше, чем женщины

Женщин за убийство наказывали строже, чем мужчин.

Если жена убивала мужа, то ее приговаривали к смертной казни (при условии, что преступницу не простили родственники погибшего). Смертью также карались убийство "незаконно прижитого" младенца и прелюбодеяние, если муж стал свидетелем акта. Наказания при обвинении в измене можно было избежать, если четыре свидетеля утверждали о невиновности женщины.

В этих трех случаях наказание не разрешали заменять на штраф.

Групповое изнасилование: мужчину приговорили к 11 годам тюрьмы

"Из правил исключались беременные жены, которые за убийство не наказывались, но навсегда предавались презрению и бесчестию. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни, заплатив кун", - привела Акылбаева цитату из труда Сергея Кляшторного и Турсуна Султанова "Казахстан. Летопись трех тысячелетий".

Жизнь мужчины ценилась выше. Преступник мог отделаться штрафом: 1 000 баранов за смерть мужчины и 500 – за убийство женщины.

Наказание за неуважение к родителям

Особое внимание в "Жеті жарғы" уделялось почитанию старших. Детей, которые причиняли физический или моральный вред родителям, строго наказывали.

"Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать, сажали на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком. И водили вокруг аулов, били сидящего на ней плетью, а дочь связывали и предавали матери для наказания по ее произволу", - говорится в книге "Казахстан. Летопись трех тысячелетий".

Некоторые законы с позиций современного взгляда выходят за рамки гуманизации системы права, высказалась Индира Акылбаева.

"Но для времени почитания обычаев, традиций, кочевого образа жизни в степи "Жеті Жарғы" регулировал все стороны человеческих прав и отношений", - отметила она. 

Казахская демократия: как Абай защищал права женщин в степи

Как появился свод законов Тауке хана

Нормы обычного права в казахской степи передавались из поколения в поколение. Они позже перешли в своды законов "Қасымханның қасқа жолы" (Светлый путь Касым хана, XVI век), "Есімханның ескі жолы" (Древний путь Есим хана, XVII), "Жеті Жарғы" (Семь установлений, XVIII век).

"Новые правила и инициативы Тауке хана заключались в собирании норм обычного права казахов на рубеже XVII – XVIII веков и внедрения ценностей порядка, единства и справедливости в государстве. По существу, при его правлении воплощены результаты "бийской революции", где Толе би, Казыбек би, Айтеке би соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима", - указала Акылбаева.

Сегодня законы Тауке хана как памятник норм обычного права казахов не в полной мере изучены, считает она.

"Личные права являются правами каждого, где высшими ценностями признаются право на жизнь, неприкосновенность личности и достоинство личности. В "Жеті Жарғы" наблюдается стремление включения личности в общественную структуру Казахского ханства", - сказала историк.

Проблемы с реализацией прав человека в истории Казахского ханства были связаны с традиционностью и консервативностью общества, ролью норм обычного права, социального и гендерного статуса, авторитета степного лидерства, заметила она.

Благодаря наследию степного права, Казахстан смог сохранить национальную самобытность, где высшие ценности – человек, жизнь, права и свободы, заключила историк.

Восстановить суд биев предложили в Казахстане

*В материале кандидат исторических наук Индира Акылбаева ссылается на следующие источники:

• Murat Gubaidullin. (2018). Zhety Zhargy 's enforcement norms in kazakh customary law / International Scientific Journal. Theoretical & Applied Science. Vol. 62. p. 74.

• Кляшторный С.Г., Султанов, Т.И. (1992). Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: "Рауан". c. 318, 319, 320, 322.

Лента новостей
0