ЕАЭС - Сингапур: в чем прибыль от зоны свободной торговли

© Sputnik / Владислав ВодневФлаги стран-участниц у Дворца Независимости перед началом юбилейного саммита ЕАЭС
Флаги стран-участниц у Дворца Независимости перед началом юбилейного саммита ЕАЭС - Sputnik Казахстан
Подписаться
Во вторник в Ереване в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета будет подписано соглашение о формировании зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Сингапуром. Какая от него польза странам участникам евразийской интеграции?

Три направления интеграции

Евразийская экономическая комиссия делает ставку на три взаимообусловленных направления развития интеграции. Первое – создание общего цифрового пространства (в техническом и правовом смысле). В ряде сегментов этой деятельности можно говорить о лидирующих позициях стран – членов ЕАЭС в мире.

Второе – гармонизация логистики. Это касается внутренних товаропотоков, внешнего транзита и экспортно-импортных операций. В этой сфере идет работа по сокращению мер нетарифного регулирования, технического упрощения процедур таможни, здесь же создается масштабная сетка соглашений о зонах свободной торговли с заинтересованными партнерами в различных регионах мира. 2019 год отмечен двумя мощными импульсами – заключением соглашения с Сингапуром и началом действия после ратификации парламентами, соглашения о ЗСТ с Ираном.

Встреча глав ЕАЭС в Ереване: что обсудят президенты

Третье направление – продолжение наращивания общих пространств внутри ЕАЭС. В частности, в Ереване к утверждению лидерами подготовлены Концепция формирования общего финансового рынка Союза, ряд решений по гармонизации законодательств в энергетике. Также на финишной прямой соглашение о пенсионном обеспечении работающих граждан стран ЕАЭС. Если Высший совет снимет оставшиеся вопросы, оно может быть подписано на рубеже 2019-2020 года.

Стратегическое движение на Восток

Но сейчас, конечно, наибольший интерес вызывает ЗСТ с Сингапуром. Юго-Азиатский вектор становится генеральным направлением развития внешних связей ЕАЭС – начало было положено подписанием ЗСТ с Вьетнамом в 2015 году. Причиной тому не только политические конфликты с Евросоюзом, но и объективный взлет глобального Востока, занимающего лидирующие технологические позиции по многим секторам. И политические и экономические синергии ЕАЭС с группой этих стран – от Египта до Индии, от Китая до Таиланда и Филиппин - видны невооруженным глазом, а сингапурский опыт реформ Ли Куан Ю считается едва ли не эталонным для евразийского пространства.

ЕАЭС-Сингапур: будут ли снижены пошлины на чувствительные товары

Конечно, Азия как большая торговая семья неоднородна – либерально-капиталистический Сингапур отрицает доктрины цифрового социалистического Китая. Но страны ЕАЭС открыты любому опыту, поэтому предпочтения и преимущественные партнеры возникают как результат сложившихся интересов, а не идейных аксиом. Что же дает ЗСТ с Сингапуром?

Двери в регион АСЕАН

Сразу скажем, мы не должны ждать быстрых и ярких показателей по линии увеличения товарооборота. Сингапур и ЕАЭС друг для друга занимают меньше процента в долях товарооборота в сравнении с третьими странами. Если брать валовые показатели торговли в наиболее масштабном векторе Россия – Сингапур – это 3,6 милиларда долларов в 2018 году (снижение на 17,7% по сравнению с предыдущим). Показатели торговли Казахстана и Беларуси с Сингапуром вообще не превышают 500 миллионов долларов в год. Однако дело не в этих показателях.

Сингапур – это своеобразные двери в регион стран АСЕАН. Это отличные стартовые позиции для компаний ЕАЭС. Экономика Сингапура функционирует в режиме "свободный порт": таможенные пошлины применяются только в отношении импортных транспортных средств, алкогольных напитков, табачных изделий, нефтепродуктов.

Член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина   - Sputnik Казахстан
Радио
Как Молдова может стать участником ЕАЭС, рассказала министр ЕЭК Никишина

Страна традиционно входит в двадцатку стран-лидеров в мировой торговле. Для России, Казахстана и Беларуси – это возможность нарастить в регионе присутствие своих трейдеров услуг и экспортеров продукции. Белорусы уже хорошо продвинулись в этом направлении – в Сингапуре функционируют торговые дома "БелАЗа", "Белшины", "Минского тракторного завода".

Сингапур, со своей стороны, заинтересован в наращивании присутствия на евразийском пространстве, понимаемом как мост между Азией и Европой. В частности, в Казахстане работают более 100 совместных с сингапурскими предприятий обрабатывающей промышленности, торговли, ИКТ, строительства и финансов. Казахстанско-сингапурская Keppel Kazakhstan, кроме интересов в нефтяной отрасли, создает проекты управления свободными экономическими зонами. Еще одна компания – JURONG Holding участвует в проекте "Химический парк "Тараз" с проектами на порядка 8 миллиардов долларов.

Платформа цифровой логистики

Дополнительный плюс от сотрудничества с Сингапуром – новые технологические платформы. В частности, в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года обозначена задача интеграции евразийских цифровых экосистем с глобальными. Сингапур в этом плане можно рассматривать как точку входа для дальнейшего сопряжения систем ЕАЭС и стран АСЕАН. Один из лидеров отрасли – сингапурская vCargo Cloud - имеет мощный опыт автоматизации логистических услуг по всему миру.

Компьютер - Sputnik Казахстан
Пресс-центр
Правила интернет-торговли в ЕАЭС хотят сделать общими
Конкуренция в сфере транзита крайне высока, лидирующие позиции в ближайшем будущем займут те страны, которые смогут быстро принимать решения, будут иметь современную инфраструктуру, скоростные дороги. По ряду данных показателей ЕАЭС пока проигрывает. В частности, стоимость транзита по евразийскому экономическому пространству составляет порядка 30% в конечной стоимости товара, в то время как в ЕС и США – порядка 10%. Сингапурский опыт может оказаться полезным как при кооперации внутри ЕАЭС, так и в реализации совместных проектов евразийского объединения со странами региона.

Таким образом, успешное будущее соглашений о ЗСТ ЕАЭС с такими странами, как Сингапур, Египет и Индия не только в снижении тарифных барьеров. Оно также зависит от способности компаний интеграционного объединения применять на практике свежие технологические решения, от готовности национальных регуляторов оперативно продвигать новые стандарты в логистике и торговле.

Лента новостей
0